Пресс-релиз Псковского «ЯБЛОКА», 30 октября 2017 г.
30 октября в Пскове у закладного камня на месте будущего мемориала памяти жертв политических репрессий перед Мироносицким кладбищем в десятый раз собрались участники общества «Мемориал» и родные репрессированных псковичей.
Священник храма Свв. Жен Мироносиц о. Антоний отслужил заупокойную литию о невинно убиенных.
Несмотря на официально отмечаемое государством 80-летие Большого Террора, псковские областные и городские чиновники на траурном митинге не появились. И это тоже стало грустной псковской традицией.
Председатель псковского «Мемориала» Юрий Дзева с грустью сказал, что печальная годовщина репрессий прошла в Псковской области абсолютно незамеченной властями. В Магаданской области группу по организации мемориальных мероприятий возглавил губернатор, в Псковской области чиновники, несмотря на указ президента и постановление правительства, не сделали ни одного движения навстречу родственникам погибших и пострадавших, словно и не было репрессированных и нет сегодня их родных.
По официальным данным, из 61 490 людей, живших на территории Псковской области и репрессированных в годы Большого Террора, около 8 200 были казнены. Мемориала им нет до сих пор. Единственное место воспоминания их – закладной камень перед Мироносицким кладбищем, за установку которого псковский «Мемориал» боролся 17 лет.
По традиции на митинг «Мемориала» и акцию «Возвращение имён» пришел лидер Псковского «ЯБЛОКА», депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг, который обратился к собравшимся.
Публикуем полный текст выступления Льва Шлосберга.
Уважаемые друзья, уважаемые родные!
Миллионы людей, которые в течение десятилетий ушли из жизни в нашей стране по злому умыслу властей, — это духовно близкие нам люди, вне зависимости от того, состояли ли мы с ними в личном, прямом родстве.
Это люди, которых объединяло чувство личного достоинства, сильный характер, воля к жизни, уважение к другим людям. Все они хотели построить страну, в которой может свободно жить каждый человек.
Смерть каждого из них является отдельным преступлением властей. Там не было ни одной случайной смерти, ни одной случайной гибели. Все эти люди были не просто убиты — они были казнены, потому что они мешали властям. Мешали своим личным мнением, мешали несогласием, мешали готовностью открыто высказываться иначе. Власти сочли, что эти люди несовместимы с государством и уничтожали этих людей.
До сих пор в нашей стране спустя столько десятилетий после этого кошмара нет полного и точного списка всех погибших. Раз в год псковский «Мемориал» возит родных репрессированных в Левашово, где знаменитые фотографии на соснах — это чаще всего всё, что осталось от тысяч людей.
В Псковской области было репрессировано свыше 60 тысяч человек, свыше 8 тысяч было казнено. Буквально в самые последние месяцы псковский «Мемориал» смог доказать, что в подвале бывшего дома настоятельницы Старовознесенского монастыря в Пскове совершались казни. Известны имена 27 людей, кто был убит именно там, в этом подвале. И, кроме поминальной службы, этот дом сейчас не отмечен ничем: там руины, на нём нет даже мемориальной доски в память о погибших. Это в полной мере показывает отношение официальных властей к тому, что произошло в нашей стране в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, 60-е, 70-е и 80-е годы.
Репрессии не закончились со смертью Сталина, будь он проклят. Репрессии продолжались и после его смерти. Репрессии продолжаются и сейчас.
Мы обязаны сегодня вспомнить о том, что сейчас, в начале XXI века, в нашей стране сотни политических заключенных. Нужно сегодня назвать имя Юрия Дмитриева, одного из лидеров карельского «Мемориала», который за свою работу по возвращению имен тысячам, десяткам тысяч невинно убитых пострадал, лишен свободы и сейчас находится под следствием, которое не может доказать его вину, но не хочет выпустить его на свободу, потому что та же самая система, которая 30, 40, 50 лет назад убивала граждан нашей страны, сейчас уничтожает несогласных граждан и лично Юрия Дмитриева.
Уважаемые друзья, сегодняшний день, если бы наша страна сейчас была в полной мере свободной страной, был бы днём воспоминания о жертвах, днём покаяния, днём памяти. Но покаяние не состоялось. Не состоялось покаяние главного виновника — государства.
Сталин сегодня реабилитирован. Около половины жителей нашей страны говорят во время опросов общественного мнения, что хотели бы возвращения Сталина и не считают его виновным в репрессиях. Это значит то, что нашу страну готовят к новым возможным репрессиям. Это большое напоминание всем нам о том, что ещё может произойти.
История не закончилась, она не завершилась действием государства, которое было обязано назвать преступление — преступлением, убийц — убийцами, казни — казнями. Этого не произошло.
И поэтому сегодня мы не только вспоминаем жертв XX века — мы говорим о жертвах XXI века, о жертвах сегодняшней власти.
Каждый год 30 октября к этому камню будут приходить люди. Это наш личный долг перед теми, кто ушёл. Это наш личный долг перед пока не состоявшейся свободой в нашей стране, потому что до тех пор, пока кто-то произносит славословия в адрес Сталина, Сталин жив, и он может вернуться в новом обличье.
Несмотря на весь ужас этой памяти, сегодня очень важно сказать слова исключительного уважения и любви всем вам, кто не только 30 октября, но каждый день помнит невинно погибших.
Пока мы помним этих людей, они с нами, и мы стережём их покой.
Спасибо большое».