Село Ляды – издревле обжитое место, в писцовых книгах упоминается с конца XV века. С 1927 по 1959 годы это был районный центр, до 1944 года – Ленинградской области, после 1944 года – Псковской. В момент образования в районе жили 23 254 человека в 354 деревнях и селах. Живое место.
Сейчас Лядская волость входит в Плюсский район, в волости меньше 2 тысяч постоянных жителей, а во всем районе – 7 508 человек. Беда, конечно.
Но так сложилось исторически, что в Лядах была больница. Своя, с врачами и стационаром. Потом больница стала филиалом Плюсской больницы, потом её закрыли, а семь лет назад уже Плюсскую больницу, не слушая протесты ни жителей, ни сотрудников, сделали филиалом Струго-Красненской. И начались совсем чёрные дни, потому как плюсские для стругокрасненских – чужие люди. И денег нет, и держаться не на чем.
Но как ни крутила жизнь, круглосуточный пост скорой помощи (три фельдшера, три водителя и «буханка») в Лядах оставался – в здании врача общей практики. Расстояние – это жизнь. Чем больше расстояние от поста скорой помощи до человека, тем меньше шансов спасти ему жизнь. А округа от Ляд – за полста километров по бездорожью.
Долго примерялся к посту скорой помощи главный врач Струго-Красненской больницы, и нашел удобный момент: собрался увольняться один из трёх фельдшеров, а три фельдшера – обязательный минимальный стандарт для круглосуточного поста. Ещё летом 2018 года пошли по селу слухи, что пост закрывают. И тут как по заказу приехал на предвыборную встречу врио губернатора Михаил Ведерников – открывать пожарный пост. Народ к нему: «Не закрывайте скорую помощь, помирать будем!». Ведерников народу: «Не закроем!». А что другое сказать – выборы. Но слово принародно дал.
9 сентября Михаилу Ведерникову присудили победу на выборах, а с 1 октября круглосуточный пост скорой помощи в Лядах закрыли. Впервые за всё послевоенное время. Можно сказать, накануне 75-летия освобождения района от фашистов.
Офис врача общей практики и поста скорой медицинской помощи в селе Ляды Плюсского района.
Жители слово начальника помнили и бросились ко всем, в первую очередь к свежеизбранному губернатору. Но всё, выборы прошли, до начальника не достучаться, а сам уже не приедет.
Тогда бросились ко всем, и ко мне тоже. Нечасто сейчас получаешь письма не только в Контактике, а просто в конверте, синими чернилами на бумаге в клеточку. И на этих чернилах – слёзы. Потому как помирать не хочется, а из Плюссы и Струг Красных скорая в Ляды, а тем более в десятки выживших к началу века в округе деревень, никак не успевает. И появляются в местных краях новые постоянные «жители». На кладбищах.
У меня аккурат в тот момент была первая консультация с губернатором по проекту бюджета. 19 ноября отдаю ему запрос депутата прямо в руки: «Прошу Вас дать указание о восстановлении работы станции скорой медицинской помощи (поста) в селе Ляды Плюсского района, действовавшего до III квартала с. г. включительно на базе офиса врача общей практики в структуре ГБУЗ «Струго-Красненская районная больница». Напомнил про личное обещание: «Выборы прошли, пост закрыт».
Заместитель губернатора по социальной работе Вера Емельянова при моих словах изменилась в лице: «Когда вы получили эту информацию? Мне сообщили, что пост восстановлен две недели назад», – говорит Вера Васильевна. – «Два часа назад говорил с жителями в очередной раз, Вера Васильевна. Подтверждаю: поста нет», – отвечаю.
Признаюсь, грешен: в ту минуту по тени на лице Михаила Ведерникова мне показалось, что пост восстановят ещё до принятия бюджета. Каюсь: ошибся.
Месяц спустя, 18 декабря, получаю ответ от Веры Емельяновой: «Содержание отдельного круглосуточного поста скорой медицинской помощи для обслуживания жителей Лядской волости, в которой проживают 1799 человек, экономически и с точки зрения организации оказания медицинской помощи не целесообразно». И далее – на трёх листах обоснование с расчётами, почему 1799 человек обойдутся скорой помощью из Плюссы или Струг Красных, потому как по нормативам Минздрава (чтоб ты жил, как предложил) должно хватать. И еще статистика т. н. «необоснованных вызовов» скорой, которая в любом городе России колеблется от 40 до 60%.
А на 20 декабря назначена вторая консультация с губернатором по бюджету. Я о том же: «Где обещанный пост скорой в Лядах, Михаил Юрьевич?». И прокомментировал Вере Васильевне её ответ: «Вера Васильевна, перед тем, как подпись ставить, нужно читать, что подписываете». Ведерников прямо на консультации поручает Вере Емельяновой и новой, выписанной из Москвы, облздравначальнице Марине Гаращенко лично поехать в Ляды и поговорить с народом, изучить ситуацию. И нетвердо так, но говорит: «Изучить возможности для восстановления работы».
Ну, думаю, случаются чудеса на Новый год. Снова надежда. Увы. Не случилось.
Месяц миновал, и пишу я Михаилу Ведерникову новый запрос: «До настоящего времени вопрос не решён. Таким образом, обращение жителей в адрес губернатора области, органов государственной власти области, депутата областного Собрания депутатов остается без ответа по существу. Прошу Вас решить вопрос по восстановлении работы поста скорой медицинской помощи (поста) в селе Ляды Плюсского района».
По слухам, на 29 января назначена встреча областных чиновников с жителями многострадального села Ляды и округи. То ли для «изучить возможности», то ли для того, чтобы сказать людям, что пост скорой помощи в Лядах закрыт навсегда.
…А единственный врач общей практики, приехавший в Ляды из Беларуси – молодой, энергичный, оптимистичный, на которого возложили после закрытия поста скорой помощи круглосуточные дежурства – задумался об увольнении. Потому как уже нет сил человеческих так работать. Помереть можно.
Кому нужны жизни 1799 людей в Лядской волости? Отзовитесь.