Урок парламентского уважения
Я считаю, что смех помогает жить. Смеяться – лучше, чем ругаться, как любить – лучше, чем ненавидеть. Чувство юмора – вообще признак здоровья, политического – точно.
Когда я готовил представление на сессии Псковского областного Собрания законопроектов об уважении к народу, я вспомнил целую плеяду карикатур Сергея Ёлкина, обязанных своим рождением закону «о неуважении к власти». Я решил, что представление законодательной альтернативы через восприятие происходящего художником-карикатуристом – это не юридически точно, но эмоционально правильно.
Сергей Ёлкин – очень добрый художник. Все его герои вызывают улыбку и сочувствие. В его рисунках нет озлобленности. Он пытается менять мир, смеясь над нашими слабостями. И в каждом своём герое находит добрые черты.
О, как я ошибся. Коллеги-депутаты приняли рисунки Ёлкина на свой личный счёт. Псковское областное Собрание не принимало законы «о неуважении к власти», не выражало к ним своё отношение голосованием, но публичная критика этих законов не только юридическим, но и художественным путём вывела наш парламентский корабль из равновесия. Зеркало оказалась страшнее слова, начался небольшой шторм.
Я опечален. Правовой дискуссии по подробно представленным законопроектам не было, Алексей Севастьянов прямо сказал: «Про закон мне не интересно, вы мне про это [карикатуры Ёлкина] расскажите». Коллеги вспомнили предшествующий созыв, мои критичные высказывания о Собрании, споры о мандате, проигранные (нами) суды. Ну и, конечно, пресса, проклятая пресса – виновник всего. Если журналист видит твою ошибку и рассказывает о ней, то виноват, конечно, журналист.
Судя по всему, коллеги восприняли не только рисунки Сергея Ёлкина, но и сам закон «о неуважении к власти» на свой счёт. Себя они почему-то сочли неуважаемыми людьми. И атаку на этот закон восприняли как атаку на себя лично. Чувство юмора им отказало, а вместе с ним отказали и другие жизненно важные для политика условные рефлексы – например, способность чувствовать общественное настроение, восприятие власти людьми.
Алексей Севастьянов и Александр Котов сказали, что мы будем скрывать их мнение, а покажем только своё. Да нет же, из песни слова не выкинешь, вот – весь урок парламентского уважения, как он был, 45 минут, без секунды цензуры. Терпения всем, кто решит посмотреть.