Этот новый сепаратизм на основе идеи и религии может стать, кстати, объединяющей идеей. И в результате мы можем получить нечто типа кавказской Хезболлы. И может ли нынешняя власть справиться с этим явлением, если она не может справиться с последними террористическими актами? Но здесь есть еще одно явление. Я бы хотела сказать об угрозе устойчивости и стабильности для нынешнего государства. Как это ни странно, может быть, есть в этом и какая-то печальная ирония, до некоторых пор была иллюзия о том, что путинская и российская вертикаль может дойти, скажем, до локальных регионов, закончиться железным наконечником, скажем, Кадыровской вертикали. И вот эта вертикаль может обеспечить стабильность и безопасность.
А между тем, может произойти совсем другое. И тот традиционализм, который сегодня возникает на Северном Кавказе, может начать подрывать российский традиционализм. Ну, кстати, конкретный пример. Как можно оценивать тот факт, что чеченские правоохранительные службы начинают свои чистки, зачистки и разборки на московских улицах? На Смоленской площади, на Ленинском проспекте? А несколько лет тому назад сама угроза послать чеченский ОМОН для разбирательства в Кондопогу – это была уже явная угроза основам российской государственности.
Таким образом, нельзя полностью исключать, что те анклавы, которые сегодня возникают на Северном Кавказе, и некоторые из этих анклавов имеют султанистские режимы подобно некоторым африканским режимам, в конечном итоге, действительно, будут расшатывать российскую государственность, особенно в случае ослабления власти в Москве.
Кстати, вариант отнюдь не исключен, это отнюдь не фантастика, если мы только подумаем еще об одном алармистском сценарии. Скажем, если одна из противоборствующих сил в борьбе за федеральную власть вдруг обратится к военно-милитаристским структурам Северного Кавказа за помощью, и эти режимы станут просто игроком в борьбе за власть на московской сцене.
И, наконец, просто риторический вопрос: а может ли Россия себя модернизировать, может ли она себя реформировать, осуществить вот эти 4 «и» и 5 «и» президента Дмитрия Медведева, о которых он уже говорит последнее время совсем с очевидным отчаянием? Может ли Россия себя модернизировать, имея столь нереформируемый и столь непереваренный Северный Кавказ? Очевидно, проблему можно решить одним способом – каким-то образом вовлекая Северный Кавказ в новое цивилизационное измерение. Но как это сделать? Способна ли эта власть и это государство, эта система сделать это?
Получается, что нам приходится иметь дело с Северным Кавказом, где мы сохранили территорию. Но не исключено, что мы потеряли, а может быть, еще только теряем, но уже теряем население.
Полностью здесь: http://echo.msk.ru/programs/politic/600719-echo/
Там не только о ситуации на Кавказе, там обсуждение ситуации во внешней политике в целом. Рекомендую.