Об Игоре Юрьевиче Артемьеве
Так случилось, что полгода назад в интервью радиожурналистам я ответил на вопросы об Игоре Юрьевиче Артемьеве. После недавних событий этот комментарий снова стал актуальным:
«Игорь Артемьев остаётся членом партии «Яблоко», он член Федерального политического комитета партии «Яблоко». Он самый «долгоживущий» министр (хотя он не министр, он глава государственного ведомства) одного из самых влиятельных ведомств, Федеральной антимонопольной службы.
Он занял этот пост по личному приглашению Путина в 2004 году, когда партия «Яблоко» утратила статус парламентской партии, когда у нас этот статус, по большому счёту, украли через вброс на выборах в Государственную Думу.
И вот уже почти 17 лет он возглавляет антимонопольную службу, которая играет роль очень мощного, одного из крупнейших в стране, а с точки зрения государства крупнейшего регулятора экономики. То есть ФАС сегодня более влиятельна чем Министерство экономики и не менее влиятельна, чем Министерство финансов. По существу, Артемьев один из тех людей, кто работает регулятором внутренних экономических и бюджетных отношений в государстве, включая гособоронзаказ.
Артемьева нельзя назвать охранителем Путина. Артемьев нашёл свою нишу, он создал действительно мощное государственное ведомство, но в ситуации, когда основой всей государственной системы России является государственная коррупция, а это просто скрепа российского режима, деятельность ФАС фактически стреножена. То есть те возможности, которые возложены на эту службу законодательно, в полной мере не могут быть реализованы, точно также как не могут быть реализованы, например, колоссальные полномочия Счётной палаты России, которую сейчас возглавляет Алексей Кудрин.
Назвать Артемьева человеком, который охраняет Путина, нельзя. Он один из тех людей, кому Путин доверил функцию по сути внутреннего аудита государства, но при этом эта функция ограничена самим Путиным.
Артемьев выдерживает ту линию, которую он принял в 2004 году. В его понимании, в понимании многих других людей, а не только в понимании самого Игоря Юрьевича, — это политика возможности влияния на действия Владимира Путина.
Я не могу дать точные оценки, насколько ФАС сегодня реально влияет на российскую политику, но могу сказать, что это единственное российское ведомство, которое может рассматривать споры монополистов между собой и может рассматривать картельные сговоры.
Поэтому для человека, который живёт и действует в России, тем более занимается политикой в России, ФАС — это один из немногих регуляторов, куда можно обращаться.
Я не буду ходить далеко в Москву, за 800 км от Пскова. В Псковской области есть управление ФАС. У меня как у депутата областного Собрания десятки успешных обращений в управление ФАС по нарушениям законодательства о защите конкуренции при государственных торгах в Псковской области и принятии нормативных актов, которые нарушают нормы права о защите конкуренции.
Я научился пользоваться этим инструментом. И мне видно из Пскова, что руководитель управления ФАС в Псковской области (и других регионах России) защищён Артемьевым. Если руководитель федерального антимонопольного ведомства в регионе держит позицию закона и реально занимается расследованием коррупционных сделок, то он прикрыт Артемьевым, и губернатор не может сожрать этого человека. Мы это видим на примере Псковской области уже длительное время.
Вот такой очень странный, иногда непонятный тем, кто в это не вовлечён, баланс сил.
Другое дело, что это пока не меняет государственную систему. Я могу добиться признания незаконными десяти торгов, одновременно с этим пройдёт ещё тысяча торгов, которые будут организованы технически грамотно, юридически безупречно и там огромные, колоссальные деньги будут распределены де-факто с помощью принятия мафиозных решений, но установить это де-юре будет невозможно. В этом смысле система сильнее своего контролёра».
Игорь Артемьев более 16 лет боролся с системой, которая его всё-таки съела. Но, буду надеяться, что не проглотила.
🎥 Интервью, из которого взят фрагмент, можно послушать здесь: