Лев Шлосберг. Заметки на камнях (lev_shlosberg) wrote,
Лев Шлосберг. Заметки на камнях
lev_shlosberg

Categories:

Охтинский мыс. Культурный слой

Охтинский мыс: археология и право
Аналитическая справка о правовом положении выявленных объектов археологического наследия
на территории предполагаемого строительства ОДЦ «Охта-центр»

 
Объект археологического наследия «Ниеншанц (Охта I) Шведская крепость 1611-1703 гг.: участки культурного слоя, грунтовый могильник, памятник 14-18, 16-17 веков». Границы объекта были установлены приказом председателя КГИОП Санкт-Петербурга № 48 от 10.05.2001.

В 2006 г. начались стационарные археологические исследования объекта. Заказчиком проведения исследований является ОАО Общественно-деловой центр «Охта» (ОДЦ «Охта-центр»). Исследования проводятся Санкт-Петербургской археологической экспедицией Северо-Западного научно-исследовательского института культурного и природного наследия (СЗИ Наследия) и Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН). Руководитель исследований кандидат исторических наук П.Е. Сорокин.

За период с 2006 года по 30.09. 2009 года Санкт-Петербургской археологической экспедицией была раскопана территория площадью 25683 м2.

Помимо собственно культурного слоя XIV-XVII веков, который утрачивается как объект культурного наследия в процессе раскопок, на этой территории в ходе исследований были вновь выявлены следующие объекты:

1. Неолитическое поселение площадью около 12000 м2, о существовании которого до его выявления в 2008 г. не было известно (к настоящему времени исследовано 5770 м2);

2. Фортификационные сооружения раннесредневековой эпохи (возможно новгородского поселения XII-XIII вв.), представляющие собой две линии крепостных рвов шириной до 4 м и протяженностью около 80 м. До 2009 г. об их существовании и степени сохранности не было известно.

3. Участки хорошо сохранившихся рвов шведской крепости «Ландскрона» (начало XIV в.). До начала исследований предполагалось, что они полностью утрачены еще XVII в. В настоящее время рвы прослежены на площади около 15000 м2, в то время как общая площадь рвов, попадающая в границы предполагаемого строительства составляет примерно 25000 м2.

4. Архитектурные части фортификационных сооружений двух периодов существования крепости Ниеншанц в виде хорошо сохранившихся рвов, относящихся в началу и второй половине XVII в., оснований и нижних частей дерево-земляных бастионов XVII в. На некоторых участках насыпи бастионов сохранились в земле на довольно значительную высоту. Общая протяженность вновь выявленных фортификаций XVII века к настоящему времени составляет 215 м.

5. Позднесредневековый могильник и массовые захоронения. К настоящему времени исследовано 130 погребений на площади около 1200 м2. Ориентировочная площадь кладбища до завершения исследований определить сложно, но, по предварительным оценкам исследователей, она может колебаться в пределах 2000-4000 м2.

Перечисленные объекты сами по себе несут признаки объектов культурного наследия согласно статье 3 ФЗ-73 как памятники («частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека») и статье 4 как достопримечательное место («культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок) и должны быть зафиксированы как вновь выявленные объекты культурного (археологического) наследия, независимо от ранее поставленного под охрану объекта «Ниеншанц (Охта I) Шведская крепость 1611-1703 гг.: участки культурного слоя, грунтовый могильник, памятник 14-18, 16-17 веков». Если культурный слой утрачивается в процессе раскопок, то скрытые в земле фортификационные объекты раскопкам «на снос» не подлежат и продолжают сохранять признаки объекта культурного (археологического) наследия и после завершения раскопок. Основанием для этого являются пп. 4.15 и 4.16 «ПОЛОЖЕНИЯ о порядке проведения археологических полевых работ», которым обязан руководствоваться проводящий исследования археолог:

«4.15. Культурные отложения должны быть исследованы полностью, если этому не препятствуют обнаруженные в раскопках строительные и архитектурные остатки первостепенного значения, сохранение которых представляется необходимым.
4.16. При раскопках памятников археологии со строительными и архитектурными остатками необходимо принять меры к обеспечению их сохранности до полного их выявления и всесторонней фиксации».

Согласно п. 1.11 того же Положения: «В случае выявления в ходе археологических разведок ранее неизвестных памятников археологии исследователь обязан письменно информировать об этом уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого проводятся указанные работы для последующей постановки их на государственный учёт».


Действия государственных органов охраны объектов культурного наследия в такой ситуации определяются п. 6 статьи 18 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации": «Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Информация о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором (или в котором) обнаружен объект археологического наследия, в течение десяти дней со дня обнаружения данного объекта».

В случае с исследуемой Санкт-Петербургской археологической экспедиции территории все эти нормы были соблюдены ее руководителем П.Е. Сорокиным. Фортификационные сооружения были исследованы «на снос» в небольших объемах, допускаемых методикой исследований, а на остальной площади после тщательной фиксации сохранены и законсервированы методом обратной засыпки. Об их выявлении Государственные органы охраны памятников Субъекта Федерации были извещены неоднократно:

1. Кратким научным отчетом по теме «Охранные археологические исследования на территории предполагаемого строительства по адресу: Красногвардейская пл., д. 2 в 2006-2008 гг.» от 11.09.2008 (Рег. № КГИОП 3-8962);

2. Письмом на имя Председателя КГИОП Санкт-Петербурга В.А. Дементьевой от 7.04.2009 (Рег. № КГИОП 2-2492 9.04.2009)

3. Информационным письмом на имя Председателя КГИОП Санкт-Петербурга В.А. Дементьевой и Руководителя Управления Росохранкультуры по Северо-Западному федеральному округу Н.Г. Поддубной от 5.10.2009 (Рег. № КГИОП 2-6974 от 6.10.2009; Рег. № Росохранкультуры 1-22-1101/09-1-0 от6.10.2009).

Ответа на первую информацию не последовало. На вторую, в которой содержалась просьба создать группу по сохранению вновь выявленных объектов при Совете по культурному наследию при Правительстве Санкт-Петербурга 18.06.2009 последовал ответ за подписью заместителя председателя КГИОП А.А. Разумова о том, что «к компетенции Совета по культурному наследию при Правительстве Санкт-Петербурга не относится обеспечение сохранения и музеефикации объектов, выявленных при проведении археологических раскопок на участке по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская пл., д. 2», а 27.08.2009 распоряжением КГИОП за подписью того же А.А. Разумова вместо принятия мер по обеспечению вновь выявленных объектов (фортификационных сооружений XIV-XVII вв.) границы существующего объекта культурного наследия были изменены таким образом, что объекты, выявленные в ходе раскопок 2006-2009 гг., были почти целиком выведены из-под государственной охраны и освобождены для строительства.

На третью информацию ответа также пока не последовало, однако и срок, положенный для реакции на нее по п. 6 статьи 18 ФЗ-73 на момент составления данной справки еще не прошел.

Характеризуя описанную ситуацию, следует отметить, что заявляя о том, что к компетенции Совета по культурному наследию при Правительстве Санкт-Петербурга не относится рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением объектов, выявленных в ходе археологических раскопок, А.А. Разумов превысил свои полномочия, так на момент ответа на письмо П.Е. Сорокина он даже не входил в состав этого Совета, а прерогатива определения порядка работы Совета относится к полномочиям его Председателя (Губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко) или Заместителя Председателя (Председатель КГИОП В.А. Дементьева). Еще в большей степени полномочия были нарушены тогда, когда был подписан документ об изменении границ объекта и полностью проигнорированы сведения о выявлении на этой территории новых объектов, которые согласно п. 6 статьи 18 ФЗ-73 находятся под государственной охраной (независимо от действий или бездействия КГИОП) «со дня их обнаружения» не могут до решения федеральных органов охраны памятников ни раскопаны «на снос», ни сняты с государственной охраны.

О том, что выявленные объекты археологического наследия находятся в компетенции не Санкт-Петербургских а, федеральных органов, прямо говорит статья 4 ФЗ-73, которая определяет, что объекты археологического наследия находятся в сфере полномочий Российской Федерации и статья 9 ФЗ-73, которая гласит: «К полномочиям Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) установление в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, ограничений при пользовании объектами культурного наследия и земельными участками или водными объектами, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия»

Помимо п. 6 статьи 18 ФЗ-73 к объектам, выявленным в ходе раскопок, должны быть применены следующие статьи указанного Федерального закона:

Статья 36. Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проектировании и проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ

1. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ, указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ,

2. В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.

3. В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия
, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ

4. Финансирование указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи работ осуществляется за счет средств физических или юридических лиц, являющихся заказчиками проводимых работ.

Статья 37. Приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может причинить вред объектам культурного наследия.

1. Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

Исполнитель работ обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, об обнаруженном объекте.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи работы, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.

(пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ

Составлено 11.10.2009

Составитель:

Заведующий сектором Архитектурной археологии ФГУК «Государственный Эрмитаж», член Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, член Президиума Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК, доцент кафедры музейного дела и охраны памятников СПБГУ
О.М. Иоаннисян
 
Приложение: Сводный план раскопок и выявленных объектов культурного наследия на 30.09.09


Отсюда: http://vveshka.livejournal.com/28986.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments