Главной загадкой российского политического бытия являются договоренности, которые были заключены зимой 2007-08 годов между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Поскольку никто не знает, о чем они договорились, на каких условиях Путин позволил Медведеву стать своим преемником, это открывает неограниченные возможности для желающих заниматься предсказанием российского политического будущего. Нынешняя политическая аналитика - и так далеко не физика или математика - в вопросах тандема превращается в астрологию в сочетании с хиромантией. В игру включаются даже международные наблюдатели: британская Таймс опубликовала статью, в которой говорит о возможности распада связки Путин-Медведев. Однако некоторые тенденции можно попытаться определить.
Первое. Очевидно, что сегодня впервые за всю историю тандема Медведев оказался в положении ведущего. На его фоне Владимир Путин потерялся. Со своим неудачным очередным сортирным высказыванием он неожиданно оказался там же, где был 10 лет назад, а страна очень медленно, но поворачивается к новому лидеру.
Второе. Медведев продемонстрировал совершенно другой стиль работы в кризисной ситуации, нежели это всегда делал Путин. Это было воспринято как показатель его большей адекватности моменту. В сложившейся ситуации Медведев выиграл, а Путин проиграл. По крайней мере, временно.
Третье. Можно говорить, что возможно, дисбаланс власти внутри тандема стал меняться. Внешне ничего явно не противоречит такому выводу. Это стимулировало в некоторых кругах дискуссию на тему о том, захочет ли Медведев избавиться от Путина, а если да, то сможет ли.
Четвертое. Возник неизбежный вопрос о том, кто сможет заменить Путина во главе правительства и кто на это решится. Сегодня взгляды обратились на Александра Хлопонина, который при поддержке Медведева сделал рывок вперед и оказался в непосредственной близости от премьер-министра. Таймс, например, намекает на именно возможность будущего премьерства Хлопонина.
Пятое. Имидж Хлопонина представляет собой редкую в России комбинацию успешного бизнесмена, эффективного регионального руководителя, человека, равноудаленного (или равноприближенного, если хотите) от всех кремлевских группировок, и сохранившего при этом сравнительно чистую и незапятнанную репутацию. Он близок к Медведеву через людей, типа Александра Волошина, близок к Путину через людей, типа Абрамовича, близок к старой команде Ельцина через Татьяну Дьяченко и т.д. Он внедряется сегодня на Северный Кавказ, обладая полномочиями от обоих – президента и премьер-министра, и занимает уникальное место в российской политической иерархии.
Шестое. Очевидно, что смена премьера не может быть самостоятельным решением Медведева. На такой шаг должен пойти сам Путин. Это может быть только в трех ситуациях. Во-первых, он решит в силу тех или иных причин уйти из политики. Во-вторых, он примет решение занять другую позицию в системе власти – от партийного лидера или «вождя нации» до главы международной организации. В-третьих, в рамках предвыборной стратегии. Первые два варианта совершенно не видны, третий теоретически может быть принят в расчет. Однако нынешняя позиция пока дает Путину больше возможностей подготовиться к 2012 году. Как для своего возвращения, так для обеспечения второго срока Медведева.
Седьмое. Главное для Медведева в том, какую именно задачу он будет решать, если все же тандем пойдет на смену премьера. Наиболее вероятный ответ – для укрепления собственной президентской позиции. Поэтому вопрос заключается в том: уход Путина укрепит или ослабит президента Медведева? Сегодня ответ, мне кажется, очевиден – ослабит. Однако может наступить – и неизбежно наступит - время, когда уход Путина только усилит Медведева. Вряд ли такая ситуация сложится раньше 2012 года.
Восьмое. Разрыв или конфликт с Путиным сегодня сильно ослабит Медведева, чьи позиции среди истеблишмента страны несравнимо более слабые. Пока нет президента Медведева без премьера Путина. Медведев – лучший ученик Путина. Выборы 2012 года без поддержки Путина, а уж тем более вопреки нему или в конфронтации с ним – Медведев выиграть не сможет. В России нет выборов, которые нужно выигрывать, есть выборы, которые нужно разыгрывать и договариваться об итогах. Договариваться придется с Путиным.
Девятое. Положение Хлопонина уязвимо. С одной стороны, Северный Кавказ потребует очень большой энергии и времени. Не факт, что удастся преодолеть ситуацию, когда местные лидеры идут прямо к Путину, обходя Хлопонина, да и самого Медведева. Нынешняя ситуация в регионе – не лучшая основа для успешной политической карьеры. С другой стороны, дать возможность рассматривать себя в качестве потенциального преемник Путина – политическое самоубийство. Враги задушат в объятиях, друзья - в обязательствах. Нужно играть в тонкую игру. Мы пока не знаем, способен ли на это Хлопонин лучше, чем, скажем, Борис Немцов.
Десятое. Тандем выполнил свою первоначальную задачу: переход формальной власти к преемнику без проведения реальных выборов произошел плавно, Медведев приобрел некую легитимность и постепенно набирает реальную власть. Путин этому, по меньшей мере, не препятствует. Возникает вопрос: сегодня ущерб от существования тандема превышает или нет ту пользу, которую приносит его существование? Для страны и для членов самого тандема. Причем, для них, как вместе, так и индивидуально. От ответа на этот вопрос и надо, мне кажется, отталкиваться при рассуждениях о возможном разрушении тандема или его технологическом перестраивании, например, в правящий триумвират с Путиным в роли Путина, Медведева в роли президента страны, и кого-то еще – возможно, Хлопонина – в роли ее премьер-министра.
Одиннадцатое. Системная ущербность нынешней конструкции российской системы власти будет только усугубляться. Ручное управление, да еще в четыре руки противоречит объективным задачам, которые стоят перед страной и периодически верно озвучиваются Медведевым. В политическом плане это тупик, эффективного выхода из которого пока вообще не просчитывается даже теоретически. Тандем сегодня - заложник ситуации, которую сложилась в результате его создания. Он уже стал препятствием для собственной эволюции, ставя обоих своих участников в положение, когда им нельзя уйти остаться без масштабных репутационных потерь.
Отсюда: http://n-zlobin.livejournal.com/37398.html