Почетный гражданин Пскова свою жизненную задачу формулирует предельно четко и кратко: «Прославлять город и рассказывать о нём»
16 июля 2008 года Псковская городская Дума приняла решение, которое заслужило, наверно, одобрение всех псковичей. Такое, согласитесь, бывает крайне редко. Может быть, раз в год – и то не всегда. Только раз в год, в преддверии празднования освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков и дня памяти святой равноапостольной Ольги, княгини Российской, псковский парламент избирает Почётного гражданина Пскова. В этом году ими стали Народный художник СССР и России Петр Оссовский и псковский краевед Натан Левин.
Псковский краевед. Даже не знаешь, что добавить…
«Ленин и всё такое прочее»
- Как у Вас всё начиналось, Натан Феликсович, как возник интерес к истории Пскова, каков был побудительный мотив?
- Это же мой родной город. Я родился в Пскове, 80 лет здесь прожил, за исключением тех лет, что провел в эвакуации. Но вернулись мы сразу, в 1945-м, школу я здесь окончил. Школу № 9, она была тогда единственная с десятым классом, и я благополучно окончил её с золотой медалью. Видимо, в десятом классе уже интерес какой-то был. Галина Васильевна Проскурякова (недавно её книгу «Псковская старина» презентовали у нас, в клубе краеведов) вела в областной библиотеке краеведческий кружок. И я стал его посещать, книги покупал регулярно.
А потом… Потом просто-напросто освободилось время: мальчишки мои подросли, особых занятий не было. Случайно увидел в газете объявление: «Приглашаем на курсы внештатных экскурсоводов. Экскурсионное бюро, Кремль, 6». Думаю – посмотрю, послушаю.
Натан Левин и наши семьи знакомы с довоенных времен. "Псковская губерния" свела нас лично очень близко. За 2000-2008 годы в «ПГ» вышли в свет 62 публикации Натана Левина, в частности, практически полная псковская история семьи Вениамина Каверина (Зильбера).
108 лет назад, в 1900 году, Псковская городская Дума присвоила звание Почетного гражданина Пскова краеведу Ивану Василёву. С тех пор и до Натана Левина краеведы почетными гражданами города не становились.