Название праздника Рош Ха-Шана переводится с иврита как "голова года". Считается, что в этот день, который чаще называют "шестым днем творения", Бог завершил сотворение мира и создал первого человека - Адама.
Рош Ха-Шана известен как День Памяти, День Суда, День Раскаяния и Исправления.
Святость этого дня связана с вынесением Всевышним приговора.
"Мы всегда будем помнить поучения Соломона Минора - одного из великих российских раввинов: "Что такое покаяние? Это не есть звук пустой, это не есть пустое слово: "грешен я!" и потом иди греши, - но деятельное исправление своего духа, своего сердца, образа своих действий, - дело трудное, требующее и силы воли и частых упражнений; вот почему учили нас мудрецы: степень нравственно исправленных выше степени от природы благочестивых", - сказано в обращении главного раввина России (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России – КЕРООР) Адольфа Шаевича, пожелавшего своей пастве всегда следовать заповедям, данным Вс-вышним.
В иудаизме Новый год празднуется с наступлением месяца тишрей два дня подряд и приходится на разные числа григорианского календаря. В 2008 году это 30 сентября и 1 октября. Однако торжества традиционно начинаются с заходом солнца накануне, этой осенью - 29 сентября.
Утром 1 тишрея (30 сентября) в синагогах возносится праздничная молитва "Шахарит", после чего собравшиеся трубят в ритуальный рог шофар и совершают обряд Ташлих, заключающийся в произнесении покаянных гимнов и молитв у водоема. В основу обряда легли слова Пророка Михея: "Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши".
Второго тишрея (1 октября) будет читаться еще одна праздничная молитва, после которой вновь раздастся голос шофара.
Еврейские мудрецы учат, что каждый год в Рош Ха-Шана Бог вновь творит мир и человека в нем, что в этот день люди предстают перед судом Всевышнего, во время которого каждый должен дать отчет за минувший год, раскаяться в совершенных дурных поступках и тем самым вернуться к Богу. В молитве на Новый год говорится: "это день начала дел твоих и память о дне первом".
В этот день у евреев принято желать друг другу "хорошего и сладкого Нового года", а также - быть вписанными в "Книгу жизни".
Мудрецы говорят: "Три книги раскрываются в день Рош Ха-Шана: одна - содержащая весьма праведных, другая - весьма грешных, а третья книга содержит "средних". Весьма праведные тут же (в Рош Ха-Шана) записываются и скрепляются на жизнь, весьма грешные тут же записываются и скрепляются на смерть, а судьба "средних" решится в Йом Кипур (Судный день).
Перед Рош Ха-Шана в домах проводится "генеральная уборка", все старое и ненужное выбрасывается.
В новогоднюю ночь у евреев принято есть яблоки с медом - такое блюдо символизирует добрый и сладкий год, которого верующие и желают друг другу.
На праздничном столе присутствуют также: рыбья голова, гранат (содержащий, как считается издавна, 613 зерен - по числу заповедей в иудаизме), блюда из моркови, свеклы и других плодов, названия которых на иврите или идише ассоциируется с добрыми событиями.
ВСЕМ – ДОБРОГО И СЛАДКОГО НОВОГО ГОДА