* * *
...Адельгейм, будучи священником Каганской церкви, хранил и распространял как в письменной, так и в устной форме рукописные тексты религиозно-философской литературы, машинописные тексты со статьями зарубежных религиозных деятелей реакционного, идеологически вредного и клеветнического содержания. А также сам писал письма и стихи такого же содержания. При обыске на квартире Адельгейма было изъято 2:
1. Док. № 5. «Письмо IV Всесоюзному съезду советских писателей».
2. Док. № 21. «Голос Родного Православия».
3. Док. № 23. «Слушая радио».
4. Док. № 24. «Открытое письмо патрихарху Алексию от свящ. Эшлимана».
5. Док. № 26. «Приложение».
6. Док. № 28. «Председателю Президиума Верховного Совета».
7. Док. № 58. «Терминология».
8. Док. № 33. «Человек».
9. Док. № 10. «Демоны глухонемые».
10. Док. № 42. «Реквием».
11. Док. № 10. «Москва Родине».
12. Док. № 10. «Мир».
13. Док. № 16. «Родина».
14. Док. № 11. «Сила православия».
15. Док. № 18. «По поводу письма Куроедову».
16. Док. № 34. «Письмо Куроедову арх. Ермогена».
17. Док. № 46. «Никодиму от Шпилера».
18. Док. № 43. «Монастырь в миру».
19. Док. № 20. «Радиокомментатору Би-би-си Родзянко».
20. Док. № [пропущено]. «О евреях и неохилиастах».
21. Пакет № 1, содержащий 82 страницы рукописного текста и пять ученических тетрадей с рукописным текстом.
В вышеперечисленных документах имеются высказывания, искажающие действительное положение в СССР верующих граждан и служителей церкви, советскую действительность, и по своему содержанию представляет собой заведомо ложные измышления, порочащие советскую действительность, государственный и общественный стррой. Ряд личных записей Адельгейма, тексты дневника затрагивают обширный круг вопросов, в которых Адельгейм излагает свои взляды и представления о советской действительности в искажённом виде. Суд считает, что вина подсудимого Адельгейма в преступлении, предусмотренном ст. 191-4 УК УзССР доказана материалами дела и основывается на следующих доказательствах:
Приговор Ташкентского городского суда по делу П. А. Адельгейма (17 июля 1970 г.)
* * *
...В суде Т. Шкурёнок объяснила, что о моём участии в её избиении она написала в связи с отказом месткома предоставить ей общежитие. Мотивировку моим именем подсказала ей Тудакова, узнавшая со слов Тани о моём присутствии в доме во время наказания Тани. Суд не расследовал этого факта и даже не вызвал Тудакову для дачи показаний в заседание.
Заявление Тани подтверждается показаниями в суде Г. Тарасовой: «Когда меня вызвали к следователю, Таня просила меня сказать, что её била не мама (как она раньше мне говорила), а Адельгейм». «Таня сказала, что ей это нужно для устройства в общежитие. Я дала следователю ложные показания по просьбе Тани».
Факты, на которых основан приговор в части ст. 93, ч. II, не соответствуют действительности, не доказаны материалами следствия. Показания Т. Шкурёнок объективно ничем не подтверждаются. Признание, сделанное Т. Шкурёнок в суде, без всякой мотивировки приговор обошёл молчанием.
В части ст. 191-4: факты, на которые ссылается приговор, не были проверены в судебном заседании. Суд безмотивно отказался вызвать свидетелй (при отсутствии иных доказательств). Приговор вынесен на основе материалов предварительного следствия, не проверенных (показания Свистуна, Водопшина, Гребцова) и не подтвердившихся (показания Миллер) в судебном заседании.
Инкриминированные приговором факты не подлежат преследованию по ст. 191-4 по времени.
Приговор по ст. 210, ч. II суров несоразмерно моей вине. Суд постановил: «Изъятые при обыске у Адельгейма деньги в сумме 5 211 р. 23 коп. обратить в доход государства». Решение суда не мотивировано. Деньги скоплены в результате совместного с женой труда в течение 11-летней семейной жизни из сбережаний от зарплаты. Деньги принадлежат моей семье. Статьи, по которым я осуждён, конфискации не подлежат, иска на мне нет. Изъятие денег считаю незаконным и прошу вернуть их моей жене – Адельгейм Вере Михайловне.
Я не указываю целого ряда существенных процессуальных нарушений со стороны следственных органов и суда, чтобы не загромождать кассационную жалобу, считая, что указанных оснований достаточно для отмены приговора. Однако я не могу пройти мимо факта лишения судом моего законного права на ознакомление с протоколом судебного заседания для принесения замечаний на протокол (ст. 242 УПК УзССР).
Из приговора видно, что показания свидетелей и подсудимых искажены до обратного смысла. Лишение меня права ознакомиться с протоколом я расцениваю как желание суда скрыть несоответствие протокола действительному ходу процесса. Это подтверждает факт «дачи показаний в суде» Гребцова , которого в суде не было. Заявление об ознакомлении мной направлено 20 июля 70 г. и 4 августа 70 г. в Городской и Верховный суд. Ответов не было.
Кассационная жалоба П. А. Адельгейма в судебную коллегию по уголовным делам УзССР (14 августа 1970 г.)
* * *
...Виновность Адельгейма в совершённом преступлении доказана показаниями самого осуждённого, допрошенных судом свидетелей, вещественными доказательствами, заключениями экспертиз и другими материалами дела.
Адельгейм, как это видно из материалов дела, систематически занимался распространением в устной и письменной форме заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй.
При обыске в доме Адельгейма обнаружено и изъято большое количество его рукописей, машинописные записи религиозно-философской литературы, со статьями зарубежных деятелей, реакционного, идеологически вредного и клеветнического содержания.
Эти документы приобщены к делу и подробно указаны в приговоре суда.
По заключению экспертов, эти материалы являются идеологически вредными, так как рассчитаны на возбуждение у читателя (слушателя) отрицательного отношения к коммунистической действительности, а также проповедуют отказ от борьбы за мир. Советская действительность изображается в оскорбительно-искажённом виде. В отношении органов советской государственной власти и управления высказываются позорящие их измышления (л. д. 240–243, том 3).
Определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда УзССР (3 сентября 1970 г.)
* * *
Сообщаю, что Ваша жалоба по делу Адельгейма П. А. в прокуратуре Узбекской ССР рассмотрена и оставлена без удовлетворения.
Он за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный строй, осуждён обоснованно и оснований для опротестования состоявшиеся решения [так в тексте] судов не имеется.
Копия приговора и определения возвращается.
Ответ из прокуратуры УзССР на жалобу В. Н. Чалидзе (16 февраля 1971 г.)
* * *
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда УзССР 3 сентября 70 года при кассационном рассмотрении определила, в частности: «Указание в приговоре суда об обращении в доход государства изъятых денег у Адельгейма в сумме 5 211 рублей исключить и этот вопрос разрешить в общегражданском порядке».
Незаконность приговора в цитированной части была очевидна кассационной инстанции, однако судебная коллегия лишь исключила из приговора эту часть, но не восстановила нарушенное право Адельгейма. Что значит «разрешить вопрос в общегражданском порядке», когда это не спорная собственность?
Эти деньги надо просто вернуть Адельгейму.
Настоящим ходатайствую о принесении протеста на обжалуемое определение в части непризнание права Адельгейма на немедленное получение принадлежащих ему денег.
Надзорная жалоба В. Н. Чалидзе Председателю Верховного суда СССР (22 июля 1971 г.)
* * *
Кроме того, по документам видно, что факт распространения не доказан, а известно, что хранение и изготовление не в целях распространения не предусмотрены этой статьёй. Не видно из приговора и то, что на суде доказан клеветнический характер рассмотренных документов.
Многие документы названы, со ссылкой на мнение эксперта, лишь идеологически вреедными – вряд ли это – уместное основание для привлечения к ответственности священника – ведь сама религия, если спросить тех же экспертов, несомненно была бы названа идеологически вредной.
Некоторые эпизоды, отмеченные в приговоре, просто анекдотичны: «...за обедом выразил недоверие к коммунизму», «...высказывался против исполнения гимна Советского государства в семинарии...», «Назвал учение марксизма „ненужной шелухой“», «...автор пишет, что борьба за мир в международном масштабе не должна быть обязанностью христиан».
На основании ст. 48 ОУС ходатайствую о принесении протеста на обжалуемый прриговор и о приостановлении исполнения приговора с освобождением Адельгейма из-под стражи.
Надзорная жалоба В. Н. Чалидзе Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко (22 декабря 1971 г.)
* * *
Данное дело было предметом рассмотрения в кассационном порядке и определением судебной коллегии Верховного суда УзСССР от 3/IX-1970 г. приговор городского суда изменён: обвинение Адельгейма со ст. 93, ч. II переквалифицировано на ч. I ст. 93 УК УзССР и указание об обращении в доход государства изъятых у Адельгейма денег в сумме 5.211 руб. исключено.
Вы в жалобе считаете, что изъятые деньги при обыске в квартире Адельгейма в сумме 5211 руб. следует возвратить осуждённому.
Оснований для изменения определения коллегии Верховного суда республики не усматриваю, т. к. кассационной коллегией правильно указано, что данный вопрос должен быть разрешён в порядке гражданского судопроизводства.
Исходя из изложенного, Ваша жалоба оставлена без удовлетворения.
Ответ на жалобу В. Н. Чалидзе из Верховного суда УзССР (февраль 1972 г.)
Погорелов В. Отрекаюсь! : письмо в редакцию протодьякона ташкентского Успенского собора Василия Погорелова // Правда Востока. 1962. 4 янв. С. 4.
Ефимов В. Из жития «святого» Павла // Правда Востока. Ташкент, 1970. 12 июля.
Алексеев В., Дмитриева Н. Отец Павел без маски: из зала суда // Правда Востока. Ташкент, 1970. 26 июля.