Лев Шлосберг. Заметки на камнях (lev_shlosberg) wrote,
Лев Шлосберг. Заметки на камнях
lev_shlosberg

Categories:

О разрушении волостного самоуправления Великолукского района, 27.11.2014, 35-я сессия ПОСД

Губернатор Псковской области Андрей Турчак внес в областное Собрание проект закона о преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Великолукского района, в результате которого в районе останутся 4 волости из 11.
На депутатов сельских поселений оказывалось давление при получении их согласия на укрупнение сельских поселений, депутаты 4 раза принимали, отменяли, снова отменяли и изменяли свои решения.
Первый из скандальных законов области об укрупнении сельских поселений жестко продавлен через областное Собрание.
Подробности - в двух выступлениях.

Выступление при открытии сессии



Уважаемые депутаты, уважаемые приглашенные!
Я выступлю по одному из вопросов повестки дня областного Собрания депутатов, который только что – в 9 часов утра – был рассмотрен на внеочередном заседании комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению. В повестку дня внесен проект закона Псковской области «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Великолукский район».
Этот проект закона является для нас с вами прецедентом в череде аналогичных законов, касающихся преобразования сельских поселений и районов Псковской области.
То, что сегодня известно мне об этом проекте закона, обстоятельствах его принятия, точнее – обстоятельствах его подготовки, предшествующая история, связанная с этим законопроектом, говорит о том, что нам предложен очень плохой прецедент, который может создать чрезвычайно отрицательную, губительную тенденцию – и для Псковского областного Собрания депутатов как государственного органа, и для Псковской области, что самое важное, как региона.
В августе и сентябре 2013 года большинством муниципальных образований Великолукского района, собраниями депутатов сельских поселений были приняты решения об объединении. Эти решения принимались в очень своеобразной обстановке, без учета мнения населения, при наличии протестов жителей, депутатов сельских поселений, глав муниципальных образований. Тем не менее, они были административно продавлены.
В декабре 2013 года – 15 декабря – в Великолукском районе состоялись выборы главы района. На этих выборах выиграл Сергей Александрович Петров, одним из ключевых предвыборных обязательств которого перед жителями был возврат к вопросу о слиянии сельских поселений районов и обсуждение с жителями района, с депутатами всех возможностей для этого объединения.
Эти дискуссии состоялись, и в районе был достигнут консенсус о том, что по той схеме, которая была предложена в 2013 году, когда из 11 сельских поселений остается только 4, район идти не может: это разрушает структуру местного самоуправления, разрушает структуру местной жизни и приносит жителям района явный ущерб.
24 октября 2014 года в областное Собрание депутатов обратился губернатор Псковской области Андрей Турчак с предложением рассмотреть проект закона Псковской области «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Великолукский район».
Через пять дней в Псковское областное Собрание депутатов обратился глава Великолукского района Сергей Александрович Петров, в письме которого было сказано следующее: «По вновь открывшимся обстоятельствам, связанным с укрупнением сельских поселений (октябрь 2013 года), были допущены ошибки по кардинальному изменению границ сельских поселений. Пакет документов, представленный в комитет по местному самоуправлению администрации области, был совершенно сырым, сделан в спешном порядке, в частности не подготовлены описания границ вновь образуемых сельских поселений и волостей, не продуманы центры волостей, указаны несуществующие сельскохозяйственные предприятия, населенные пункты, которые уже исключены из учетных данных в связи с отсутствием там проживающих, оказались не разработаны картографические материалы, по которым можно определить границы вновь образуемых муниципальных образований. Это вызвало законное возмущение среди населения и глав сельских поселений и ведет к некачественному оказанию услуг населению не в полном объеме. В рамках реорганизации органов местного самоуправления администрация района готова и будет проводить работу по укрупнению и преобразованию сельских поселений с учетом целесообразности и интересов жителей сельских поселений».
Были приложены решения представительных органов муниципальных образований Великолукского района об отмене решения об объединении, принятых в 2013 году.
После этого правовое управление Псковского областного Собрания депутатов дало отрицательное заключение на проект этого закона.
Спустя две недели, 14 ноября 2014 года, Сергей Александрович Петров вновь обращается в Псковское областное Собрание депутатов с письмом прямо противоположного содержания и прилагает к этому письму решения девяти представительных органов местного самоуправления сельских поселений Великолукского района, которые отменяют свои решения об отмене первых решений в связи якобы с тем, что они не вступили в силу. Их невступление в силу было объяснено тем, что эти решения якобы не были обнародованы.
Ситуация заключается в том, что все эти решения были обнародованы и на досках объявлений, где, понятно, листы бумаги сложно найти из-за погодных условий, но были обнародованы также на официальном сайте муниципального образования «Великолукский район».
Совершенно фантастическим образом 14 ноября 2014 года все эти решения представительных органов сельских поселений были удалены с сайта муниципального образования «Великолукский район».
24 ноября 2014 года губернатор Псковской области вносит в Псковское областное Собрание депутатов проект аналогичного закона фактически в новой редакции взамен ранее направленного, где предпринимается попытка иначе описать границы муниципальных образований. Обещанных картографических материалов к этому проекту не приложено.
Сегодня в нарушение регламента областного Собрания, не за 9 дней до сессии, а за 2 часа до сессии мы рассмотрели проект указанного закона. У нас была чрезвычайно тяжелая дискуссия на комитете, мягко будет сказать, что мнения депутатов разошлись, это я очень мягко говорю.
Я задал вопрос Сергею Александровичу Петрову, которого нет сейчас в этом зале – очевидно, ему хватило заседания комитета, чтобы не присутствовать на сессии, – какое стихийное бедствие произошло в Великолукском районе с 29 октября по 14 ноября, чтобы так изменилась позиция депутатов сельских поселений числом свыше ста человек и главы муниципального района. Ответа на этот вопрос я не получил.
Но ответ на этот вопрос известен, и косвенно он был упомянут в выступлении Сергея Александровича: у этого стихийного бедствия есть фамилия, имя, отчество и должность – это начальник управления внутренней политики администрации Псковской области Владимир Васильевич Шураев. Он посетил Великолукский район и пообщался с депутатами.
Впервые в истории Псковской области у нас появился руководитель органа исполнительной власти, отвечающей за местное самоуправление, который занимается убеждением депутатов местного самоуправления о необходимости ликвидации органов местного самоуправления. Это новое слово в региональной политике Псковской области. Это абсолютно не совместимо с теми задачами, которые органы государственной власти Псковской области должны осуществлять по управлению Псковской областью и обеспечению прав ее жителей.
Я вынужден был сделать это вступление, поскольку в рамках той дискуссии, которая будет у нас на сессии, будет крайне сложно выступить в необходимом формате, и заранее говорю, что при обсуждении повестки дня я буду просить Псковское областное Собрание депутатов исключить этот вопрос из повестки дня.
Мы должны запросить все дополнительные материалы, связанные с тем, каким образом 14 ноября 2014 года – в один день – все собрания депутатов сельских поселений Великолукского района провели сессии с идентичными повестками дня и приняли решения, в текстах которых все совпадает вплоть до запятой и знаков между словами, сделанные по одной кальке. Как это произошло?
Впервые в истории Псковской области сельские поселения муниципального района – такого огромного, как Великолукский – принимают решения в один день по одному и тому же образцу.
Мы должны получить также экономическое обоснование проекта закона.
И, что очень важно, действующий 131 закон «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязывает органы государственной власти учитывать пешеходную доступность для сельских поселений. Четыре вновь образуемых сельских поселения Великолукского района – ни одно из них – не обеспечены пешеходной доступностью для большинства жителей, потому что административные центры этих сельских поселений практически все тяготеют к городу Великие Луки и расположены в его пригородной зоне.
То есть данный проект закона Псковской области не соответствует федеральному закону и не может быть рассмотрен.
Многие из нас понимают, что преобразование муниципальных образований Псковской области в части сельских поселений неизбежно. Вопрос – в какой части, каким образом, как это учитывает интересы людей и как обеспечивает их права?
Предложенный нам проект закона Псковской области является издевательством не только над местным самоуправлением, но и над Псковским областным Собранием депутатов. Он абсолютно неприемлем и не может быть нами рассмотрен в той редакции, в которой он внесен.
Большое спасибо.

Выступление при обсуждении проекта закона области «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Великолукский район»



Уважаемые коллеги!
Я хочу вернуться к вопросу, которому было посвящено выступление при открытии сессии.
Хочу еще раз вам сказать, что мы создаем сегодня очень пагубный прецедент обсуждения вопроса об укрупнении муниципальных образований в сельском районе Псковской области. Это плохо сделано, это пример того, как людей ломают через колено. Если сейчас с Великолукским районом объединение властей пройдет именно таким способом – ждите дальше у себя в районах точно такого же способа объединения волостей, также ломания людей через колено с уверенностью в том, что контрольный пакет голосов в Псковском областном Собрании депутатов у партии политического большинства существует и любое объединение волостей будет автоматически одобрено.
Это коснется всех тех, кто связан с районами: и депутатов от районов, и тех, у кого в районах корни.
Я прошу вас открыть – я надеюсь, что у вас есть возможность открыть пояснительную записку к этому закону и посмотреть на Великолукский район. Вот здесь волости (одиннадцать), здесь есть квадратные километры и численность создаваемых поселений. Великолукский район по протяженности с севера на юг один из крупнейших районов Псковской области, он граничит с Локнянским, Куньинским, Новосокольническим районами и на юге граничит со Смоленской областью.
Я прошу вас обратить внимание, что создаваемая Шелковская волость будет площадью 1 тыс. 287,9 км. Это соответствует площади некоторых районов Псковской области. В ней будет 6 238 жителей, и даже наш 131 федеральный закон рекомендует создание сельских поселений в случае, если в поселении от 300 до 3000 жителей.
В это новое поселение включены два норматива федерального закона. То есть нам предлагается беспрецедентное объединение, не учитывающее интересов тысяч людей.
Следующая объединяемая волость – Пореченская волость: 865 квадратных км и число жителей – 4 200 человек. Следующая Лычевская волость – 6 555 человек. И Переслегинская волость – 5 660 человек.
Обратите внимание, что и Шелково, и Лычево, и Переслегино – это пригороды Великих Лук. Взгляните на карту, проведите линейки транспортного сообщения до окраин района – туда, где сейчас существуют сельские поселения. Вы увидите территории, где нет автомобильного сообщения вообще. То есть если гражданин пойдет пешком – он пойдет через поля. Там нет дорог.
И если таким способом мы будем укрупнять сельские поселения Псковской области, мы останемся без поселений, без районов и в конечном итоге без людей – в таких условиях фактически могут жить только дачники, но не те люди, кто живет круглый год.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что эти вопросы должны обсуждаться с участием депутатов Псковского областного Собрания депутатов на местах. То, как нам сейчас внесен этот законопроект, как он обсуждался, как четыре раза сельские поселения района обсуждают вопрос согласия или отказа – это не способ обсуждения вопросов местного значения, это неуважительно к местному самоуправлению и к нам.
Я предлагаю еще раз уважаемым коллегам сегодня не поддерживать этот законопроект. Великолукскому району может быть предложена другая схема территориальной организации. Там, скорее всего, не сохранится 11 волостей – может быть, их будет шесть, может быть, их будет семь. Но сама карта района подсказывает нам, что предложенный вариант опасен для Великолукского района, он влечет за собой фактически территориальный распад района.
Не может глава волости, живущий и работающий в 5 километрах от Великих Лук, быть на связи с жителями, которые находятся от него на расстоянии 40-50 километров – это нарушает принципы местного самоуправления, саму его суть.
И хочу заочно ответить [начальнику управления внутренней политики] Владимиру Васильевичу [Шураеву] по вопросу, связанному с полномочиями и исполнением.
Во-первых, эти муниципальные служащие, которых уже несколько месяцев подряд ругают последними словами, – это не просто чиновники. Это люди, оказывающие жителям муниципальные услуги, деньги на них – это не выброшенные на ветер деньги, это те, кто работает на людей.
Второе (очень важное): да, по 136 закону существенно сокращен объем полномочий сельских поселений – их, базовых, остается всего лишь 13, мы сегодня законом области добавим еще три – будет 16.
Но хочу обратить ваше внимание: муниципальным районам предоставлено право самим передавать некоторые полномочия с уровня районов на уровень волостей, и я знаю, что в некоторых районах по некоторым поселениям это будет сделано.
Не нужно вытирать ноги о местное самоуправление – мы таким образом вытираем ноги о Псковскую область. Я прошу не голосовать за этот закон, отложить его принятие, вернуться к территориальной организации Великолукского района и провести муниципальную реформу и в этом районе, и в Псковской области в целом цивилизованно, а не хамски.
Это наша с вами ответственность. Никто, кроме нас, в итоге за этот закон отвечать не будет: ни губернатор, ни глава района, ни главы волостей – мы с вами будем отвечать за то, каким будет этот законопроект.
Я прошу всех меня услышать.
Спасибо.

Результаты голосования депутатов Псковского областного Собрания



Tags: Великие Луки, Живое, Местное самоуправление, Мы поименно вспомним всех, Парламент, Псков, Регион, Темные силы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments