Ответ на третий вопрос может дать только следствие. А ответы на первые два вопроса есть, и они очевидны. Да, знал. Да, понимал. И тому есть доказательства, в том числе те, которые я публикую сейчас.
Почему же молчал? Почему говорил (ещё 1 сентября 2013 года), что «по Изборску и Пскову все вопросы сняты»?
О трагедии Изборска кричали не только его жители и гости, туристы.
Об этом громко и внятно говорили специалисты в области архитектуры и реставрации. История общения этих специалистов с Министерством культуры и лично министром Мединским – ещё одно документальное доказательство того, что министр всё знал, всё видел и всё понимал.
Кроме одного – он, видимо, считал, что уровень покровительства коррупции настолько высок, что угрозы нет.
Он сильно ошибся. И поэтому оказался «в шоке».
Но сейчас главный вопрос не в том, кто на что надеялся и кто кого покрывал. Даже не в том, сколько денег украли. Украли всё, что смогли. Главный вопрос в том, как излечить нанесенные варварами Изборску раны.
Общение с Владимиром Мединским доказывает, что масштаб этих ран в оценке специалистов ему известен.
В мае 2013 года, сразу после выхода статьи «Лицензия на Изборск», я отправил ссылку на неё Владимиру Мединскому в личном Твиттере. Он занес публикацию в своё Избранное. Но обсуждение публикации не получилось.
4 ноября 2013 г. Изборскую крепость посетила комиссия независимых экспертов архитекторов-реставраторов и археологов из Санкт-Петербурга и Великого Новгорода (во главе с кандидатом искусствоведения, заместителем генерального директора Санкт-Петербургского НИиПИ «Спецпроектреставрация», членом Федерального научно-методического совета Минкультуры РФ и Российского комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, лауреатом премии им. академика Д. С. Лихачева Михаилом Исаевичем Мильчиком).
Михаил Исаевич Мильчик. Изборск, 4 ноября 2013 года.
Специалисты ознакомились с проведенными на крепости работами, а также с проектной документацией, перепиской с Министерством культуры РФ, получили пояснения осуществлявших авторский надзор архитекторов-реставраторов Псковского филиала института «Спецпроектреставрация».
Мы провели в крепости несколько часов, долго, по несколько раз, обходили все участки стен, ворота, захабы, башни, прилегающую территорию.
Важно отметить: к этому моменту «БалтСтрой» окончательно ушёл (тут будет более уместен другой, менее парламентский глагол) из Изборска, заявив, что все работы завершены, а специально прибывший 13 сентября 2013 года в Изборск заместитель министра культуры Григорий Пирумов заявил: «Увидев проделанные работы, могу сказать, что выполнено очень многое и выполнено это хорошо. …В процессе реставрации важны взаимопонимание между подрядчиком, субподрядчиком, местной властью и органами охраны памятников – этот консенсус не всегда удается найти, но здесь он найден. Остаются последние штрихи, которые эту изюмину окончательно украсят».
То, что специалисты увидели в Изборске, никак не совпадало с публичной оценкой заместителя министра.
10 января 2014 года специалисты согласовали итоговое заключение экспертной комиссии, включая исключительно важный документ: «Перечень необходимых исправлений и устранений недоделок, допущенных в процессе реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Изборской крепости».
Заключение комиссии независимых экспертов
Перечень необходимых исправлений и устранений недоделок, допущенных в процессе реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Изборской крепости»
15 февраля 2014 года, после получения всех подписей членов комиссии, заключение было передано в Министерство культуры, на имя министра лично.
Нет сомнений, что Владимир Мединский эти документы видел. Он знает практически всех подписантов, это ведущие специалисты-реставраторы России, в том числе два члена Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ – то есть те самые люди, мнение которых Министерство обязано учитывать в первую очередь, оно само их для этого призвало.
Но ни сам Владимир Мединский, ни его заместитель, курирующий вопросы охраны и реставрации объектов культурного наследия (им к тому времени стал Григорий Пирумов, сменивший в 2012 году объявленного в федеральный розыск в связи с уголовным делом по коррупции при реставрации объектов культурного наследия Константина Черепенникова), ни руководители департамента по охране объектов культурного наследия и департамента управления имуществом и инвестиционной политики (через этот департамент проходят средства на реставрацию памятников федерального значения) ведущим в России специалистам не ответили.
Ответ поступил от заместителя директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики Олега Иванова, по странному совпадению – по совместительству директора напрямую подведомственного Минкультуры ФГКУ «Центрреставрация». Да, того самого, который был 15 марта задержан и арестован вместе с Григорием Пирумовым.
Очень интересно: личной подписи Олега Иванова на документе нет, но письмо было направлено адресату.
Так или иначе, на бланке Министерства культуры было написано следующее: «Виды и объемы работ подтверждаются актами приемки работ, подписанными представителями государственного органа охраны памятников, авторского и технического надзоров, пользователя и подрядной организации». И – ни слова о подписи заместителя министра культуры на акте приемки работ.
Содержание ответа сильно впечатлило специалистов, и 16 марта 2014 года Михаил Мильчик написал письмо министру Владимиру Мединскому с подробным комментарием к полученному «ответу»: «Мы продолжаем ждать ответа по существу и надеемся, что наше предложение о проведении расширенного заседания Научно-методического Совета будет услышано».
На это письмо и содержащееся в нем предложение никакого ответа не поступило. Очевидно, чиновники сочли достаточной предыдущую отписку.
Тем временем в Изборске ничего хорошего не происходило. «Реставрация» проступала на памятниках сквозь штукатурку и побелку огромными зелеными пятнами. Их спешно снимали и закрашивали гости из «БалтСтроя».
Прошло два года. 15 марта 2016 года следователи задержали заместителя министра культуры России Григория Пирумова и возбудили в отношении него уголовное дело. Также были задержаны: директор департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры РФ Борис Мазо, его заместитель Олег Иванов (он же руководитель подведомственного министерству ФГКУ «Центрреставрация»), генеральный директор ЗАО «БалтСтрой» Дмитрий Сергеев и управляющий этой компании Александр Коченов, советник гендиректора ООО «Линнит-Консалт» Никита Колесников.
30 марта в Москве был задержан гендиректор холдинговой компании «Форум», (куда входит также и ЗАО «БалтСтрой») Дмитрий Михальченко, формально – по другому уголовному делу (о контрабанде алкоголя).
Между тем в папке входящих писем министра культуры России Владимира Мединского с 22 марта 2016 года лежит письмо, направленное ему 20 марта четырьмя членами экспертной группы: Михаилом Мильчиком, Олегом Иоаннесяном, Ириной Воиновой и Татьяной Пятницкой.
Специалисты напоминают министру об Изборске, о всех предыдущих обращениях, ответах и неответах и требуют: «На основании Перечня [необходимых исправлений результатов некачественно проведенных работ и устранения недоделок] срочно инициировать разработку соответствующей программы и сметы для ее реализации. Работы по ее осуществлению необходимо начать уже в этом сезоне. Источник финансирования и производителя работ, а также назначение научного руководителя, наделенного необходимыми полномочиями, должно определить Ваше министерство».
Министр Мединский читал это письмо.
Ответа на сегодняшний день нет, иной публичной реакции Министерства культуры тоже.
Изборск ждет.