Category: путешествия

Category was added automatically. Read all entries about "путешествия".

«Автономия музея от государства – это отказ от государственной поддержки культуры»

Пресс-релиз Псковского «ЯБЛОКА», 1 марта 2013 года

28 февраля на сессии Псковского областного Собрания депутатов по инициативе депутата областного Собрания от РОДП «ЯБЛОКО» Льва Шлосберга были отклонены внесенные губернатором области проекты постановлений Псковского областного Собрания депутатов «О даче согласия на создание Государственного автономного учреждения культуры Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» путем изменения типа Государственного бюджетного учреждения культуры Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» и «О даче согласия на создание Государственного автономного учреждения культуры – Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник путем изменения типа Государственного бюджетного учреждения культуры – Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».
Все без исключения депутаты от «Единой России» проголосовали за создание на базе двух ведущих государственных музеев области автономных учреждений, депутаты от всех остальных партий («ЯБЛОКО», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия») выступили против.
Предложение губернатора отклонено, но проблема осталась.


Ранее в адрес Льва Шлосберга поступило обращение сотрудников Псковского государственного музея-заповедника с просьбой о помощи. Сотрудники музея видят прямую угрозу своим условиям работы в музее в связи с инициативой «автономизации».
Коллективы обоих музеев не поддерживают переход музеев в статус автономных учреждений, но людей запугивают: если будете спорить, можем быстро сократить.
Collapse )

Изборск. Постояльцы в доме Святого Николы

В интерьере Никольского собора XIV века в Изборской крепости идут несанкционированные работы, место нахождения старых икон неизвестно

«О ставленикех хотящих во дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют. И святителем их поставили ино сопротивно священным правилом …И святителем избирати по священным правилом в попы, ставити 30 лет, а в диаконы 25 лет. А грамоте бы умели, чтобы могли церковь божию содержати и детей своих духовных, православных хрестьян, управити могли по священным правилом, да о том их святители истязуют с великим запрещением, почему мало умеют грамоте».
Соборное Уложение 1551 года («Стоглав»),
глава 25 «О дьяцех хотящих во дьяконы и в попы ставитися».


Реставрационные работы в древнем Изборске, стимулированные 1150-летием его первого упоминания в Повести Временных Лет (862 г.), привели в небольшую деревню Печорского района, в которой живет около 600 человек, большие деньги, которые дотянулись до всех изборских святынь. Одна из главных – это Никольский собор, практически не изученный исследователями храм XIV века. Реставрация его внешнего облика вошла в план мероприятий, финансируемых в рамках изборского юбилея. А работы по интерьеру – не вошли. Это неправильно, наверно, но о них не было и речи. Пока в 20-х числах августа работающие в крепости специалисты и местные жители не увидели, что из храма выносится утварь, а затем – иконы. На вопрос: «Что происходит?», рабочие отвечали: отец настоятель заказал ремонт храма. В качестве источника средств упоминались некие благотворительные деньги, смета – неизвестна, что входит в план работ – также.

Государственный комитет Псковской области по культуре ничего не знал о начавшихся работах внутри Никольского собора. В ответ на экстренный звонок архитекторов в комитете сказали, что «такого не может быть» и подтвердили известное: в план реставрационных работ по юбилею работы в интерьере Никольского храма не включены.
Пока госкомитет получал и осознавал информацию о происходящем, работы внутри собора шли полным ходом. Совершенно очевидно, что вестись в такой ситуации они могли, как и незаконное строительство нового здания в крепости рядом с домом причта, только с ведома и по указанию настоятеля храма.
Рабочие между тем приступили к отбивке штукатурки, и на пятиярусный иконостас, с сохранившейся золоченой деревянной резьбой, основа которого относится к XVIII веку, обрушился поток строительного мусора.
Архитектор-реставратор Владимир Никитин, ведущий авторский надзор за реставрацией внешнего облика храма, потребовал немедленно закрыть иконостас полиэтиленовой пленкой. Рабочие подчинились, но сказали, что о. Илья (Нефедов), молодой настоятель храма, принявший его после кончины своего тестя, о. Алексия (Лопухина), сказал, что иконостас старый и плохой, его надо выбросить, а поставят новый.
Дать указание выбросить из храма подлинный иконостас XVIII века не приходило, кажется, еще на ум ни одному настоятелю в Псковской епархии. Во всяком случае, реставраторам о таком неизвестно.
Collapse )

Сбор подписей в защиту фресок собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

Псковская Лента Новостей

Псковский ВООПИиК объявил сбор подписей в защиту собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

29.07.2012 21:21
Псковский ВООПИиК объявил сбор подписей в защиту собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря


В связи с многочисленными обращениями граждан, обеспокоенных судьбой фресок собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, переданного РПЦ, Псковское областное отделение ВООПИиК объявляет общественный сбор подписей в защиту памятника истории и культуры, сообщили Псковской Ленте Новостей в Псковском областном отделении ВООПИиК...

Читать весь текст


Лист для скачивания приложен на сайте ПЛН (см. ссылку).

Мы, нижеподписавшиеся, выражаем свое категорическое несогласие с расторжением территориальным управлением Росимущества в Псковской области охранного договора на безвозмездное пользование памятником истории и культуры «Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря» с Псковским государственным объединенным историко-художественным и архитектурным музеем-заповедником.

Мы не согласны с передачей памятника истории и культуры с уникальными псковскими фресками XIV века для использование в религиозных целях местной религиозной организации «Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь Псковской Епархии Русской Православной Церкви» и считаем это решение угрожающим для сохранения фресок.

Мы протестуем против келейного решения этого вопроса руководителями государственных органов и организаций – без общественного обсуждения, без учета мнения специалистов, без учета ценности не имеющих аналогов в мире фресковых росписей.

Мы требуем от территориального управления Росимущества в Псковской области, губернатора Псковской области, администрации Псковской области вернуть Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря Псковскому государственному объединенному историко-художественному и архитектурному музею-заповеднику, добиться полного финансирования исследовательских и реставрационных работ в этом храме, защитить уникальный памятник истории и культуры.

Псковские фрески. Версия о 33 миллионах. Сребролюбие

Общество продолжает обсуждать возможные причины вероломной передачи памятника истории и культуры федерального значения – собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1313 гг.) с не имеющими аналогов псковскими фресками местной религиозной организации – общине Снетогорского монастыря.
Фрески этого храма являются единственным сохранившимся ансамблем настенной храмовой живописи псковской школы, основы которой и были заложены в начале XIV века.
Ответы на вопросы, изложенных в трех письмах в Москву, могут раскрыть часть нарушений или пробелов в процессе формального и торопливого исполнения федерального законодательства. Эти нарушения будут сейчас судорожно исправляться – задним числом, спешно, с раздражением и глухой ненавистью к тем, кто вступился за памятник.
Очень опасно, что фрески на данный момент не являются самостоятельным объектом культурного наследия, на отдельном государственном учете не состоят, паспорт на них не составлен, то есть с формальной точки зрения объекта культурного наследия не существует.
Росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря беззащитны и физически, и юридически.
Открытым остается ответ на отдельный вопрос о непосредственном поводе, послужившем толчком для этих спешных и тайных действий. Попытки забрать собор в ведение РПЦ осуществлялись в течение 18 лет, но успешны они оказались именно летом 2012 года.
Почему?
Есть одна версия.
В поисках актуальных упоминаний о соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в правовых базах я сразу обнаружил распоряжение Правительства РФ от 06.02.2012 № 153-р «О плане основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 1150-летия зарождения российской государственности».
Collapse )

Псковские фрески XIV в. собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Три письма в Москву

День после известия о расторжении территориальным управлением Росимущества в Псковской области договора с Псковским государственным музеем-заповедником на безвозмездное пользование и охранные функции на собор Рождества Богородицы (1313 г.) Снетогорского монастыря с первыми фресками псковской школы настенной живописи ушел на юридический анализ ситуации и подготовку трех писем в Москву: министру культуры РФ В. Р. Мединскому, заместителю Министра экономического развития РФ – руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом О. К. Дергуновой и прокурору РФ Ю. Я. Чайке.

Главные выводы дня:
1) собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря не находился у Псковского государственного музея-заповедника в оперативном управлении (хотя входил в отдел фресок, одновременно со Спасо-Преображенским собором Мирожского монастыря), территориальным управлением Росимущества в Псковской области был заключен с музеем только договор на охранные функции; в случае нахождения памятника у музея в оперативном управлении процедура его изъятия была бы для Росимущества и РПЦ существенно сложнее;
2) ни сам собор, ни его фрески не включены в состав музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и не подпадают под защиту этого Закона, если бы они были включены в состав музейного фонда, то передача собора РПЦ была бы исключена;
3) статус настенной живописи (фресок) собора Рождества Богородицы не определен; паспорт на объект культурного наследия «Ансамбль фресок собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря» отсутствует; предмет охраны настенной живописи не определен; балансовая стоимость ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря не определена.

Это позволяет определить позицию уполномоченных государственных органов по охране объектов культурного наследия - Министерства культуры РФ, государственного комитета Псковской области по культуре - как бездействие.

Таким образом, де юре единственного в своем роде в мире объекта культурного наследия «Ансамбль фресок собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря» не существует. Государственной охране сегодня подлежит только сам собор, являющийся де юре памятником истории и культуры федерального значения. Теоретически можно ожидать по отношению к фрескам всего, чего угодно. Мракобесы не останавливаются и перед Законами, но при отсутствии их защиты испытывают особые искушения.

Анализ законодательства, в первую очередь, Федерального закона от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» позволил найти некоторые аргументы; кроме того, есть общие нормы Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ, которые, во всяком случае, полностью распространяются на собор, а фрески, при любой постановке вопроса, являются его неотъемлемой частью.

Исходя из всего этого были составлены три письма.
Их мотивировочная часть полностью идентична, отличаются только заключительные части (ходатайства) – в зависимости от функции и полномочий соответствующего государственного органа.
Публикую все три.


Collapse )

Себеж: дневник минского путешественника

Оригинал взят у darriuss в Себеж: Замковая гора
Себеж, в отличие от Велижа, не прячется за спиной Ивана Грозного, а честно признается себе и миру в том, что впервые упоминается не в 1535 году, в связи со строительством на местной Замковой горе Грозным новой деревянной крепости, а более чем столетием ранее. "Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси" Мацея Стрыйковского под 1414 годом описывает очередной поход великого князя Витовта в псковские земли. Собрав "войско посполитого рушения", Витовт переправился через Западную Двину у Дриссы (современный Верхнедвинск) и осадил Себеж, пригород Псковский (Siebież, przygrodek Pskowski). По всей видимости, Себеж был одной из приграничных псковских крепостей (какой была уничтоженная Витовтом в 1406 году Коложа, и какой еще будет Опочка). Ее Витовт взял и в XV веке она большей частью пребывала в составе ВКЛ.

XVI-XVII век - время постоянной смены Себежем хозяев. В 1535 году его захватывает московское войско во главе с Василием Шуйским, и на Замковой горе разворачивается строительство новых деревянных укреплений. Форпост великого княжества Московского получил название Ивангород-на-Себежи, будто бы в честь Иоанна Предтечи, но мы то знаем на самом деле в честь кого. С 1623 года у Себежа есть магдебургское право, это уже не крепость - а полноценный город. В Российской империи он стал уездным, а сейчас районным центром в Псковской области.

Замковая гора - это узкий (50-150 метров), длинный и высокий мыс, языком вдающийся в Себежское озеро и делящий его на две неравные половины. Здесь неплохо сохранилась уездная застройка, сетка кривых улочек, есть реликт времен Радзивиллов и Речи Посполитой, практически отсутствуют инородные современные включения, а с самой кромки мыса, где когда-то и располагались псковские, московские и литовские крепости, открываются замечательные панорамные виды на себежский озерный край. Здесь очень хорошо сохранилась атмосфера Старого Себежа, и какая же она все-таки оказалась знакомая.


Первый герб Себеж получил вместе с магдебургским правом в один год с Невелем 22 марта 1623 года от короля польского и великого князя литовского Жигимонта III Вазы. В голубом поле барочного щита Самсон, разрывающий пасть золотому льву. Российский герб Себежа - клон невельского и велижского. В верхней части - имперский двуглавый орел, в нижней половине - "Погоня".


Себежский Замок - в этой серии. Collapse )

Земля в иллюминаторе. Фотографии Фёдора Юрчихина

Originally posted by loginov_lip at Земля из космоса: фотографии лётчика-космонавта Федора Юрчихина
Фотографии летчика-космонавта России Фёдора Юрчихина сделаны во время полета 25-й экспедиции на МКС.
Картинки кликабельны до полного размера:

Collapse )

Вопросы без ответов. Ответы в пустоту

Лужква. Уничтожение усадьбы Алексеева


Усадьбы Алексеева больше нет


Александр Мысленков, экскурсовод из Москвы: Снос усадьбы Алексеева на Бахрушина
24.07.2010 | 16:23

21 июля утром я приехал на Бахрушина, 11.

Там, у ворот стройки, уже собралась толпа, несколько десятков человек, в основном старых знакомых по предыдущим горячим точкам Москвы - Кадашам и первому Зачатьевскому, все главные активисты Архнадзора, хотя были и новые, юные, неизвестные мне лица, как это всегда бывает в любой толпе вокруг сносимого памятника.

Когда приехал Артём, развернули привезённые им плакаты, те же, что разворачивали в прошлый понедельник на второй Брестской, 6, на выставке Генплана Москвы, на встрече с представителями застройщика Пушкинской площади.

Наташа отправилась с документами в управу Замоскворецкого района, потом в прокуратуру. Мы оставались у ворот, настороже. Вскоре появился грузовик "Сатори", и попытался заехать в ворота. Мы его не пустили, став живой цепью поперёк ворот, с плакатами.

Затем рабочие, во главе с прорабом, открыли ворота, для самосвала. Мы тут же ринулись вперёд, и прорвались на закрытую территорию стройки. Первой ворвалась Саша: прораб хватал её за руки, пытаясь задержать, она вырвалась. Следом за ней бежал я с ребятами, нас уже никто не лапал.
Collapse )

Покровская башня. Первый венец

На верхнем зубце Покровской башни, только что прошедшем вычинку камнем, уложили первые два венца будущего шатра. В каждом венце шесть бревен. Бревна первого венца лежат на специальной просмоленной доске. Всего венцов будет более тридцати. Бревна кладутся в «реж» («ряж») – как скрещенные пальцы рук. Потом на них будет накладываться двухслойное покрытие шатра.
У шатра Покровской башни двенадцать граней. Сейчас их направления обозначены двенадцатью шнурами, натянутыми от двенадцати углов вязки бревен первого и второго венца шатра до условной точки пересечения на вертикально закрепленной временной стойке.
Для возведения венцов шатра потребуется наращивать внутренние строительные леса вплоть до самого верха, иначе невозможно работать с бревнами.
Каждый следующий венец будет меньше и легче предыдущего.
Бревна для шатра Покровской башни возят из Пушкиногорского района.
Примерно три года будет происходить основная усадка шатра. По расчетам, она составит за это время около 70 см.
1 июля мы посетили самую оптимистичную псковскую стройку с архитекторами Владимиром Никитиным и Дмитрием Борисенко.
Дмитрий Борисенко и прораб Денис Кондратьев обошли весь зубец башни, все двенадцать углов шатра, разметили и закрепили шнуры.
Шатер сейчас – это двенадцатигранная пирамида из воздуха.
Его еще нет, но тонкие реперные нити уже обозначили силуэт будущего сооружения.


Collapse )