Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Спутник радости. Памяти Олега Чикурова

В минувшую субботу умер Олег Чикуров.
Все потрясенные этой внезапной трагической вестью друзья, в разных и многочисленных ситуациях жизни – кто чаще, кто реже, кто дольше, кто короче – связанные с Олегом Чикуровым, почувствовали одно и то же: ушёл человек, излучавший и передававший от человека к человеку радость.
Радость и роскошь человеческого общения.



Три года проучившись на юридическом факультете Ленинградского университета, Олег отказался от карьеры юриста и в 1980 году вернулся в Псков, пришел на факультет иностранных языков Псковского педагогического института.
Его профессия известна: лингвист, преподаватель, переводчик, первый в Псковской области переводчик-синхронист.
Его жизненное амплуа определить намного сложнее. Наверно, спутник. Он сопровождал множество людей. Он переводил. Преодолевал барьеры языков, мировосприятий и миропониманий, укладов и психологий. Связывал людей, идеи, проекты, организации и пространства.
Он не был ретранслятором в переводе. Он был – творцом, соавтором каждой высказанной мысли. Он проживал ее, проводил через себя и выводил в свет.
Тысячи людей обязаны ему взаимопониманием.
Любое общение – частное или официальное – он окрашивал своей исключительной человечностью.
Он был настоящий организатор. Свободный, оригинальный, вдохновенный.
Он созидал вещи, до него не существовавшие. И без него не появившиеся бы на свет никогда.
Отделение иностранных языков и позже – кафедра романо-германской филологии Псковского Вольного университета и сама концепция глубокого изучения иностранных языков в неязыковом вузе. Программы для иностранных студентов в России. Его детище для всех профессий и возрастов: Псковская региональная ассоциация образования взрослых. Множество международных проектов.
Каждая из его организаций-партнёров имела все основания считать его лично своим: «Чудской проект», областная библиотека и все другие библиотеки Псковской области, Леонтьевский Центр в Санкт-Петербурге, Информационное Бюро Совета Министров Северных Стран, Академия Балтийского моря, Псковское отделение Детского фонда, институты и университеты.
Его помнят коллеги и выпускники из Маевской средней школы Новосокольничского района, где он начал свою педагогическую карьеру, и 24-й школы Пскова, на факультете иностранных языков Псковского пединститута.
Он удивительным образом легко и непринужденно вживался в самые разные коллективы, аудитории, сообщества. В каждом из них находилось для него ему сужденное место – место, именно для него созданное, именно его ждавшее, именно им востребованное.
Искры его ума и радостного темперамента растворились в сотнях его учеников, студентов и друзей.
Он всегда приносил радость, оптимизм, открывал невидимые другим возможности, новые горизонты.
Там, где многие не видели и шанса, он видел пространство для развития.
Он был способен ободрить растерянного, утешить расстроенного, воодушевить разочарованного.
Он своими личными усилиями сокращал число «потерянных людей», как он называл это сам.
Свою профессию жизни, жанр своего общения с людьми он сам определил как обучение человека «творческому решению проблемы, умению быть инициативным, искать возможности для собственного развития, умению быть лидером».
Он помогал людям находить в себе силы жить.
В каждом человеке он видел часто самим человеком уже забытую личность и вдохновенно укреплял ее силы, помогал людям строить себя в себе.
Свой живой журнал он назвал «Рутина жизни», приписав: «Со мною вот что происходит…».
«О, кто-нибудь, приди, нарушь
Чужих людей соединенность
И разобщенность близких душ…».

Collapse )

5 октября 2012 года. День учителя в Харлапковской основной школе

В День Учителя хочется быть везде, но надо выбирать. Я поздравил сегодня учителей Харлапковской основной общеобразовательной школы, что в деревне Слопыгино Палкинского района. С этой школой - особое родство: это одна из школ, с нашим непосредственным участием спасенных от "оптимизации". История отношений - в ссылках ниже. Сейчас Наталья Ковалева, директор школы, - депутат Собрания депутатов Палкинского района, Любовь Жильцова, учитель, - депутат Собрания депутатов Палкинской волости от Псковского "ЯБЛОКА". Каждый год для сельской школы в современной России - это подвиг. Особенно в связи с тем, что чрезвычайно много охотников создавать причины и поводы для очередных подвигов. Но подвиги всё равно происходят.
С профессиональным праздником всех коллег!





Белое и чёрное

В оптимизации сельских школ компромисс является прямым и мучительным путём в тупик

В 1880 году в деревне Харлапково Псковского уезда Псковской губернии на земские средства была учреждена Харлапковская школа. В 1910 году в сохранившейся в государственном архиве Псковской области клировой ведомости церкви Покрова Пресвятой Богородицы погоста Колбижицы упомянуто, что в школе обучается 42 мальчика и 8 девочек. В альбоме школьной истории записано со ссылкой на воспоминания харлапковского старожила Кондратия Иванова, что первым зданием школы был деревянный дом, построенный на средства неназванного состоятельного жителя села Смолены (нынешний поселок Палкино). 129 лет спустя органы местного самоуправления Палкинского района, теоретически – политические наследники земской традиции, взялись за реорганизацию Харлапковской школы, располагающейся сейчас в деревне Слопыгино. Процедура пресловутой «оптимизации» была апробирована в Палкинском районе, как и по всей Псковской области, не раз. Но на этот раз встретила достаточно организованное сопротивление – со стороны родителей, учителей, волостных властей и части депутатов районного Собрания, не согласившихся с намерениями администрации района.
далее


Collapse )

Первый День Победы без дяди Хоны

9 мая 2012 года оказался отмечен в нашей семье особой печальной метой. Это первый День Победы, который наступил без дяди Хоны - Хонэ Евсеевича Беркала, маминого брата, моего дяди. Он скончался 15 января в Гомеле, на 89-м году жизни.

Хонэ родился в Пскове 4 декабря 1923 года, в июне 1941 года с золотой медалью закончил 2-ю образцовую школу, а 23 июня 1941 года уже ехал в поезде в Ленинградское Краснознаменное артиллерийско-техническое училище Красной Армии. Он был последним живущим выпускником своего класса 1941 года школы, которая после войны стала более известна как 8-я школа, сейчас в этом здании технический лицей.

Первый бой после старший артиллерийский техник дивизиона пушечного артполка Хонэ Беркал принял под Сталинградом. Там же получил свой первый орден Красной Звезды - за то, что под авианалётом собрал из трех разбитых пушек одну рабочую.

Дядя Хона прошел всю войну - до Пруссии. Кроме нашивок за ранения - три ордена Красной Звезды и орден Отечественной войны первой степени, два ряда медалей за пройденные пешком пол-России и пол-Европы.

Он бывал в родном Пскове постоянно, приезжал к маме и на могилу к родителям, Евсею Львовичу, учителю черчения и рисования, и Марии Абрамовне, директору и воспитателю детского сада. Теперь новый памятник на их могиле на Мироносицком кладбище будет с его фотографией, а в могилу будет положена гомельская земля.

В 2002 году у него был долгий приезд, мы обошли пешком весь Псков, съездили в Изборск и Печоры. В 2004 году он приезжал в последний раз - проститься с мамой.

Меньше года назад, в июне 2011 года, мы опубликовали в "Псковской губернии" его короткие военные воспоминания, подаренные мне в 2002 году. Мы успели вместе с ним (по телефону) их вычитать и подготовить примечания.


Оригинал взят у lev_shlosberg в Живым не верится


Выпускники войны

70 лет назад, в июне 1941 года, выпускники школ Советского Союза вошли в жизнь, которая для многих завершилась преждевременной и трагической смертью, а для выживших стала подвигом и чудом

Все меньше в нашей стране семей, в которых живы фронтовики. И если сейчас большой редкостью стало общение с теми, кто воевал на фронтах Великой Отечественной, то пройдет время, и редкостью станет общение с теми, кто вживую говорил с участниками войны. Быстротечно время. Недолговечен человек. Большим счастьем осознается сейчас возможность личного разговора с теми, на ком держались фронты, страна, история.
далее



Июнь 1941 г. 10-А класс 2-й средней школы г. Пскова.
На фото (по данным музея 8-й средней школы г. Пскова). Верхний ряд слева направо: В. Бродский, Б. Хейфец, В. Зелинский, Н. Предтеченская, А. Каргина, Н. Пукалов, Ю. Вильман, Ф. Марат, Х. Беркал. Второй ряд сверху: неизвестная, Х. Алева, неизвестная, неизвестная, Абрамова, Г. Дайбер, неизвестная, преподаватель физкультуры, Горчаков. Третий ряд: Черкесс (преподаватель химии), неизвестная, преподаватель географии, Р. А. Сонькина (преподаватель русского языка), Е. Л. Беркал (преподаватель черчения), Баженова (завуч), Т. А. Гриневич (классный руководитель), Г. И. Проскурякова (преподаватель истории). Нижний ряд: неизвестная, Е. Гаспер, В. Гусева, Н. Карпачева.


Collapse )

Псковская городская Дума 2012. Одномандатный округ № 10. Владимир Яковлев

Владимир ЯКОВЛЕВ, студент, юрист:
«Я хочу помогать обществу, в котором живу»



Я родился в Пскове, зимой 1992 года в семье археологов. Мои родители – Алексей Владимирович Яковлев и Татьяна Евгеньевна Ершова – посвятили себя сохранению исторического наследия нашего древнего города. С раннего детства я разделял семейный интерес к истории страны и родного края.
Родители отца – Яковлевы Владимир Николаевич и Ирина Николаевна, ученые-биологи, привили мне любовь к естественным наукам, а родители матери – Людмила Ивановна Ершова и Николай Николаевич Иванов – к юриспруденции.
Collapse )

Псковская городская Дума 2012. Одномандатный округ № 6. Константин Лебедев

Константин ЛЕБЕДЕВ, предприниматель:
«Пора и нам начинать создавать что-то ценное, крупное, полезное городу и горожанам»



Я родился в 1975 году в городе Пскове.
Мои родители приехали в наш город молодыми специалистами на Псковский завод радиодеталей, где проработали не один десяток лет.
Мой отец Валерий Алексеевич Лебедев был, а мама Татьяна Федоровна Лебедева была и является человеком с активной жизненной позицией, честными, открытыми, доброжелательными людьми. Они много работали и приучали нас с братом к самостоятельному решению многих вопросов.
Collapse )

Псковская городская Дума 2012. Одномандатный округ № 2. Артур Гайдук

Артур ГАЙДУК, врач скорой помощи:
«Отсидеться в стороне у меня уже не получится»



Я родился в 1965 году в Риге, столице тогдашней Латвийской ССР. Родители в то время жили в Эстонии в Кохтла-Ярве, где отец работал врачом по распределению после окончания медицинского факультета Тартуского университета.
Collapse )

Слуги дьявола в деле: директора лицея № 37 Николая Кузькина уволили без объяснения причин

Оригинал взят у slapovsky в Директора лицея № 37 Николая Кузькина уволили без объяснения причин
То, о чем написал o_bake_tyan - http://o-bake-tyan.livejournal.com/ , произошло в моем родном Саратове, в ста метрах от дома, где живут мои родители.
Предварительно: президент обещал "сделать оргвыводы", то есть наказать губернаторов - за что, минуточку? за плохую работу? Нет, за плохие выборы. С президента берут пример все прочие. Снимут ли губернатора депрессивной, разваленной, разворованной Саратовской области, который ни х. не делает? Ни за что: он набрал для ЕдРа 64,9%. А соседние Волгоградская и Самарская область, где хоть как-то шевелятся и что-то делают: - 35,5 и 39,9 соответственно. Губернаторов следует наказать: мало ли как они работают, они плохо выбирают!

А теперь текст - и пусть о подвигах саратовских чиновниках знают все:
Кто-то с утра строгает салаты, кто-то сидит в салоне красоты, а я вот сегодня с утра работала, что называется, "в полях". Папа, подвозивший меня до лицея №37 в Мирном переулке даже вздохнул: "Все-то у вас, журналистов", не как у людей.

А началось все с того, что сегодня утром мне позвонили и сообщили, что только что все-таки было подписано распоряжение об увольнении директора лицея № 37 Николая Кузькина. И это при том, что два дня назад сотрудники божились и клялись, что не собираются увольнять Николая Петровича. Впрочем, у кого еще есть сомнения в "крепости" чиновничьего слова... В общем, я рванула туда.

Николай Петрович был в своем кабинете. В комнате ощутимо пахло лекарствами - Кузькин только что выписался из больницы, и после такого известия ему вновь стало плохо. Пока ждали "Скорую", он рассказал, что уволен в соответствии с п. 2 ст. 278 и ст. 279, то есть без объяснения причин. Чуть позже я увидела и сам документ. Он подписан главой администрации Саратова Алексеем Прокопенко. Также там стоит подпись Юлии Радаевой – начальника отдела муниципальной службы и кадров. Кузькин устало пояснил, что увольнение по этой статье не может быть обжаловано согласно законодательству.

В лицей, тем временем, прибыла целая когорта чиновников. Глава Фрунзенской администрации Алексей Санников и его заместитель по соцсфере Людмила Сафонова, председатель городского комитета образования Марина Епифанова. Санников сообщил, что они собираются рассчитать теперь уже бывшего директора. Прокомментировать увольнение Кузькина, он отказался. На вопрос "Почему?", ответил просто: "Не хочу". И улыбнулся. Что случилось с подлодкой "Курск"? Она утонула...

Чуть позже Людмила Сафонова заявила о том, что еще 3 дня назад разговора об увольнении не было. По ее мнению, на это решение повлияла огласка в СМИ. После отъезда Кузькина чиновники заперлись в его кабинете на срочное совещание. Журналистов из комнаты мягко говоря вытолкали. Периодически то один, то другой выбегали по телефонному звонку. "Да, я еще в школе, - ворковала одна из чиновниц, - Да-да, елки, праздники..."

После окончания совещания глава администрации Фрунзенского района Алексей Санников прокомментировал журналистам увольнение директора лицея №37 Николая Кузькина:

- Расскажите пожалуйста, на каком основании уволили директора?

- 278 статья трудового кодекса.

- Без объяснения причин.

- Да.

- Может, вас что-то не устраивает в его работе.

- Я вам уже сказал.

- То есть вот так вот коротко?

- Да.

- До какого времени в школе не будет директора?

- Не буду отвечать на этот вопрос.

- Но какие-то кандидатуры уже рассматриваются?

- Не буду отвечать на этот вопрос.

- Обязанности директора Максимов будет исполнять?

- Николай Петрович сегодня по действующему законодательству еще является директором последний день. Сегодня произошел факт увольнения. До этого его не планировали увольнять...

- А почему вдруг запланировали?

- Я не буду отвечать на этот вопрос.

"Гражданинъ TV". Игорь Никитин: «Эта детская игра сейчас приобретает совсем не детские формы»



Игорь Олегович Никитин. Родился в Опочке. В 1980 году поступил в Псковское областное музыкальное училище, которое окончил в 1984 году. Поступил на работу в Псковский городской дом пионеров и школьников на должность руководителя самодеятельного духового оркестра. В 1984-1986 гг. служил в Советской Армии. По окончании службы в 1986 году поступил на работу в Псковский городской театр юного зрителя на должность музыкального руководителя. В 1988 году был принят на работу преподавателем в детскую музыкальную школу № 4 г. Пскова. В 1989 году был переведен на работу в детскую музыкальную школу № 5. В 1995 году поступил на работу в 104-й полк 76-й гвардейской воздушно-десантную дивизии артистом военного оркестра, при этом продолжил работу преподавателем детской музыкальной школы № 5. В 1995 году был приглашен на работу в Псковской областной государственный симфонический оркестр. До настоящего времени работает преподавателем духовых музыкальных инструментов в детской музыкальной школе № 5 г. Пскова.

Ольга Аленова: 7 лет под знаком Беслана

Оригинал взят у allenova в 7 лет под знаком Беслана
Семь последних лет у моих друзей и родных росли дети, они отправлялись в школу, и я не могла пойти туда 1 сентября вместе с ними. Школа в моем дворе радовалась первыми звонками, но эти звонки для меня ничего не значили. 3 или 4 сентября Москва традиционно отмечала свой день рожденья, и в этот день я чувствовала облегчение только в одном случае - если шел дождь.    
Прошло 7 лет. Дети, родившиеся в год Беслана, пошли в школу.  Так получилось, что это был первый год, когда и мне пришлось пойти, потому что я твердо обещала. Накануне мне позвонила коллега с радиостанции и попросила рассказать о том, что было в Беслане. Я не хотела вспоминать. Я знала, что должна идти на следующий день в школу.  Но стоило коллеге сказать: «Вы ведь в тот день приехали прямо из Чечни?» - и все вспомнилось. Подробно, в деталях. Как приехали в Пятигорск из Чечни, где прошли президентские выборы.  Как позвонили из Москвы и сказали, что в Беслане заложники. Как помчались в Осетию. У многих из моих коллег уже был позади Норд-Ост, многие помнили страшные картины чеченской войны. Но мы не знали, что впереди нас ждет самое страшное. Мы не знали, что потеряем веру во все, чем принято человеку жить на земле.
Мы ехали через посты, где с нас брали деньги за проезд без очереди, и мы еще не понимали,  что становимся  участниками той самой страшной системы, которая сделала возможным доступ десяткам вооруженных террористов в маленькую бесланскую школу. Системы, которая живет и благоденствует и сейчас. Мы ехали по пустой дороге, и в Беслан мы въехали так же просто. Как будто ничего еще не случилось. Как будто 1200 человек еще не сидели в спортзале, с ужасом наблюдая за тем, как вооруженные ублюдки минируют школу.  Я помню гостиницу Беслана, которая никогда не видела столько непрошенных гостей и была наполовину даже не заставлена мебелью. Я помню коллег, которые валились с ног от усталости, и им разрешали спать в пустых номерах, прямо на полу. Я помню черных матерей, сидевших почти трое суток у дома культуры, который с тех пор на несколько долгих лет перестал выполнять свою функцию и превратился в материнский штаб – здесь они ждали спасения своих детей, здесь, на тротуарах, опознавали трупы,  здесь же потом проводили пресс-конференции, чтобы доказать, что спасательная операция проводилась неграмотно, преступно, недостойно для такого государства как Россия. Я помню, как им нагло врали о том, что заложников 350, а не 1200. И как они доказывали обратное, а их никто не хотел слушать.
Я помню первые выстрелы 3-го сентября и как мы с моим коллегой Зауром  Фарниевым рванулись к школе, и непонятно кем выставленный на дороге юноша-дежурный с повязкой на рукаве пытался  нас остановить, но едва не был сбит с ног рванувшими к школе людьми. Мы стояли, наверное, в паре десятков метров  от входа в школу, вместе с сотнями таких же, как мы. И когда из школы стали выносить детские тела, эта людская масса расступилась, освободив газон, чтобы на этот все еще яркий зеленый газон складывали тех, кто еще недавно бежал по нему в школу. Я помню девочку, худенькую, в белых трусиках, ставших серыми, у нее были длинные темные волосы и огромная рана в затылке. Ее положили на газон, как будто спящую, и вокруг завыли женщины. Несли других детей, обнаженных, поломанных, вырванных из всего, что нас окружало, навсегда -  этого зеленого газона, из этого чистого воздуха и почти прозрачной, острой, сентябрьской грусти. И потом - накрывший все многочасовой черный ливень, оплакавший и похоронивший.  
Переступая порог школы первого сентября, я все это помнила. И мне было тяжело от мысли, что еще день назад я не хотела все это вспоминать.
И наверное поэтому я так остро чувствовала одиночество. Может быть, если бы чиновница с подарками школьникам от «Единой России» (и ярко обозначенной на них символикой), выступавшая на линейке, вдруг объявила минуту молчания (ну пусть даже ничего не произнося!),  или если бы кто-то включил российский гимн и предложил всем нам помолчать под этот гимн, за который 7 лет назад в Беслане погибли 331 человек, а остальные выжившие потеряли веру в свою страну, - может быть, в эту минуту я примирилась бы с этим днем.
Но этого не произошло. Ведь в России очень боятся омрачать праздники. Очень боятся видеть страшное, тяжелое, плохое. Очень боятся принять это страшное и признать его частью своей жизни. Признать, что в нашей реальности есть все. И победы, и поражения. И праздники, и трагедии. Потому что такова жизнь. И та лубочная Россия, которую мы видим по телевизору, Россия под вечным колпаком праздника, вранья и пиара, становится все дальше от настоящей России, которая страдает, борется за выживание, умирает, живет. Одна из этих двух Россий обречена, и я знаю, какая.